• 11 февраля 2005

    Пропускные возможности Петербургского порта исчерпаны


     

    Темпы роста грузооборота Санкт-Петербургского портового комплекса могут в ближайшие годы значительно сократиться, несмотря на активную инвестиционную деятельность стивидорных компаний. Основная проблема для развития порта теперь кроется в системе морских подходов к городу, а именно, в перегруженности Санкт-Петербургского морского канала. Причем решение этой проблемы напрямую зависит от темпов строительства Дамбы, а значит от федерального финансирования.

     

     

    Грузооборот и судооборот растут синхронно

    Большой порт Санкт-Петербург по итогам работы за 2004 года занял лидирующую позицию среди всех российских портов по объему грузооборота. За прошедший год портовым комплексом Петербурга перевалено 51,2 млн. тонн грузов, при этом рост грузооборота за последние пять лет составил 181%. Естественно, что рост объема перевалки грузов влечет за собой увеличение судооборота порта. За тот же период количество судозаходов в петербургский порт возросло на 151%. По мнению специалистов ОАО «ЛенМорНИИпроект», судоходство на петербургском судопропускном канале слишком интенсивно. Поэтому, отдельные терминалы уже сегодня из-за низкой пропускной способности фарватера не могут выйти на свою проектную мощность.

     

    Грузопоток, который потенциально сможет привлечь петербургский порт в перспективе до 2015 года по расчетам «ЛенМорНИИпроекта» колеблется в пределах от 70 до 90 млн. тонн в год. В то же время глава Федерального агентства морского и речного транспорта Вячеслав Рукша считает, что уже к 2008 году портовый комплекс Санкт-Петербурга сможет обработать до 80 млн. тонн грузов. Однако такая перспектива может оказаться невыполнимой из-за отсутствия нормальных морских подходов к грузовым терминалам. В настоящее время морской канал в порту только один. Он обеспечивает проход всех судов, включая прогулочные яхты и специальные грузовые суда, которые перевозят песок, поднятый при проведении дноуглубительных работ.

     

     

    Канал надо разгрузить

    «Отдельное влияние на пропускную способность системы каналов оказывают суда больших размеров и пассажирские суда, так как они должны двигаться в особых условиях и участки канала на время их движения должны быть освобождены от других судов. В перспективе же, как раз ожидается рост судозаходов именно по этим двум группам судов», - сообщил на последнем заседании Морского совета при губернаторе Санкт-Петербурга директор по планированию и производству «ЛенМорНИИпроекта» Сергей Семенов. По его мнению, первоочередной задачей для увеличения пропускной способности морских подходов порта является разделение транспортных потоков и разгрузка морского канала от судов с малой осадкой.

     

    Решением проблемы может стать продление корабельного канала до Северного Кронштадтского фарватера и достройка судопропускных сооружений С-1 и С-2 Дамбы.

    Причем, по мнению Капитана петербургского порта Александра Глухова, «для разгрузки Главного фарватера от судов с осадкой до 5 метров (более 50% судов) необходимо в первую очередь запустить в эксплуатацию судопропускное сооружение С-2».

     

    Специалисты института подсчитали, что стоимость сооружения С-1 оценивается в $147,5 млн., С-2 - $49,9 млн. при общей оценке проекта по достройке комплекса защитных сооружений $418 млн. В настоящее время, как известно, работы на Дамбе финансируются за счет федеральных денег и кредита ЕБРР. Окончание работ запланировано на 2008 год. Однако в петербургском порту настаивают на том, что судопропускные сооружения необходимо строить в первую очередь.

     

    Свободный пропуск нужен сегодня

    В порту строительные работы ведутся достаточно активно - близится к концу возведение Комплекса защитных сооружений, начинается строительство крупного пассажирского комплекса (Морской фасад), проводятся дноуглубительные работы в акватории и на главном фарватере. Чтобы обеспечить исполнение всех проектов, по мнению Глухова, необходимо тщательно спланировать и согласовать все этапы инвестиционной деятельности в порту. И если уже сейчас ведутся строительные работы, то именно сейчас и нужно заниматься обеспечением свободного пропуска судов. При этом служба Капитана порта озабочена соблюдением всех требований по безопасности движения в акватории порта. Именно для этого предлагается наряду с достройкой судопропускных сооружений обеспечить создание новой якорной стоянки у приемного буя N2, а так же обеспечить реконструкцию Северного Кронштадтского фарватера.

     

     

    У города с Агентством согласия нет

    Для решения проблемы пропуска судов вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Молчанов на состоявшемся 9 февраля Морском совете предложил направить совместное обращение правительства Санкт-Петербурга и Министерства транспорта РФ в лице Федерального агентства морского и речного транспорта в Правительство РФ с просьбой обеспечить федеральное финансирование строительства судопропускных сооружений С-1 и С-2. Однако глава агентства это предложение не поддержал. «Эти сооружения должны финансироваться в рамках всего Комплекса защитных сооружений. Отдельных денег в бюджете нет!» - подчеркнул Рукша. По его мнению, «вопрос увеличения пропускной способности канала до завершения строительства Дамбы должен решать «Росморпорт».

     

    Петербургские портовые и городские власти, а так же представители работающих в порту компаний вряд ли могут согласиться с мнением Рукши. Без дополнительных средств ФГУП не сможет справиться с увеличивающимся судопотоком. Как считает вице-президент российской Академии транспорта Феликс Кацман, для нормальной работы порта необходимо не просто открыть новые судопропускные устройства, а «построить второй судопропускной канал».

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен