1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Портовые документы в обмен на пограничный контроль

8 февраля 2005   10:11

Портовые документы в обмен на пограничный контроль

 

 

В петербургском порту со дня на день ждут решения Федеральной пограничной службы относительно заводских причалов, на которых три месяца назад был прекращен досмотр зарубежных судов. За стивидоров вступилась губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, направившая письмо руководителю ФПС Владимиру Проничеву. Бизнесмены уверены, что губернатор сохранила свое влияние в московских правительственных кругах, поэтому, по их мнению, вопрос должен быть решен.

 

 

 

 

12 причалов закрыли

Пограничный контроль судов зарубежного следования на причалах трех петербургских заводов официально прекращен с 10 ноября. С этого момента экспорт грузов с причалов с 1 по 5 включительно «Кировского завода», причалов 1-3, 7, 15 «Северной верфи» и причалов 15, 27 «Канонерского судоремонтного завода» оказался затруднен. Распоряжение о прекращении пограничного досмотра подписал начальник отдельного отряда пограничного контроля «Санкт-Петербург» Северо-Западного пограничного управления ФСБ РФ полковник Исхаков. В документе, направленном всем стивидорным компаниям, осуществляющим перевалку грузов на указанных причалах, отмечается, что контроль прекращен «в связи с отсутствием надлежащего обустройства причалов и прилегающих к ним территорий в соответствии с постановлением правительства РФ от 19.01.98 N60».

 

 

 

 

Порт в вакууме

В Комитете по транзитно-транспортной политике Санкт-Петербурга корреспонденту ИА «ПортНьюс» разъяснили, что причиной столь жесткой политики пограничных служб по отношению к стивидорам порта Санкт-Петербург послужил правовой вакуум, в котором работает порт уже несколько лет. Как выяснилось, петербургский порт не имеет документов, которые регулируют земельные границы порта и прилегающей к нему акватории. На сегодняшний день существует лишь постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 1924 года, в котором прописаны границы Петроградского морского торгового порта. Очевидно, что по прошествии 80 лет порт значительно изменил свою географию, но документально такой процесс не зафиксирован. По данным Комитета, юридическое оформление границ имеют только два портовых района - паромно-перегрузочный комплекс в Кронштадте ООО «МОБИ ДИК» и "Васильевский грузовой район".

 

Следующий законодательный пробел, как отмечают в Комитете, появляется от отсутствия официального переименования порта. Ни одного распоряжения о смене наименования с Петроградского порта на Ленинградский, а затем на порт Санкт-Петербург так же нет.

 

Еще одна проблема связана с тем, что каждый порт должен иметь специальное постановление федерального правительства о заходе иностранных судов. Применительно к Петербургскому порту такого документа опять же нет. Специальное разрешение об открытии Ленинградского порта для захода зарубежных судов было издано Советом министров СССР в 1951 году. С тех пор ни правительство, ни портовые власти этим вопросом не занимались.

 

«Военная прокуратура обратила внимание на то, что петербургский порт работает в условиях правового вакуума, - комментирует председатель Комитета по транзитно-транспортной политике Санкт-Петербурга Андрей Карпов. - Поэтому, существование пограничного пункта пропуска судов является незаконным». Исходя из этих соображений, пограничные службы прекратили досмотр судов на тех причалах, которые явно выходят за пределы исторической границы Петроградского порта.

 

 

 

 

Ущерб измеряется сутками

Указанные пограничными службами причалы используются для перевалки грузов с 1994 года, сообщил Капитан порта Санкт-Петербург Александр Глухов. «Это бывшие технологические причалы петербургских заводов», - добавил он. «Перевалка грузов на них занимает достаточно большую долю в общем грузообороте порта - более 10%», - пояснил Глухов. Поэтому, считает капитан порта, восстановление пограничного досмотра на заводских причалах значительно увеличит общий объем перевалки грузов через петербургский порт. Пока что стивидорные компании загружают следующие за границу суда на заводских причалах, затем суда направляются к тому месту, где для них возможно открыть границу РФ. «Это удлиняет время нахождения судов в порту примерно на сутки», - добавил Капитан.

 

Как сообщил ИА «ПортНьюс» генеральный директор стивидорной компании «Коммерческий центр: транспорт и лес» (КЦТЛ), владеющий некоторыми причалами на судостроительном заводе «Северная верфь» Александр Амбросимов, «формально, большого ущерба стивидорам решение пограничников не нанесло - мы продолжили работу по специальным письменным разрешениям». Андрей Карпов в беседе с корреспондентом ИА «ПортНьюс» так же не смог оценить размер ущерба, нанесенного стивидорным компаниям петербургского порта от решения пограничных служб. Он добавил, что по оценкам Комитета, общий грузооборот с 12 причалов судостроительных заводов, попавших в сферу интереса ФПС, превышает 1 млн. тонн в год.

 

 

 

 

Город вызвался помочь

Правительство Петербурга не могло отстраниться от проблемы, поскольку отсутствие юридической базы в порту лишает сам порт инвестиционной привлекательности. Несмотря на то, что порт в большей степени является федеральным объектом, городские власти весьма заинтересованы в его развитии -порт обеспечивает городу занятость населения, приток туристов, налоги. Поэтому губернатор Валентина Матвиенко еще в конце декабря направила письмо первому заместителю директора ФСБ РФ - руководителю пограничной службы генерал-полковнику Владимиру Проничеву с просьбой решить проблему пограничного досмотра судов в порту Санкт-Петербург.

 

По словам Карпова, «решение проблемы может иметь краткосрочную и стратегическую перспективы». Губернатор попросила ФПС временно вернуть прежнюю систему пограничного досмотра судов в порту Петербурга, учитывая, что город занялся исправлением документальных пробелов в порту. Сейчас Комитет по транзитно-транспортной политике разрабатывает несколько проектов постановлений правительства РФ, которые в течение года могут быть приняты на федеральном уровне. В частности, ожидается принятие постановления о присвоении наименования географическому объекту - порту Санкт-Петербург. Вторым документом станет постановление о Большом порте Санкт-Петербург, которое откроет порт для захода зарубежных судов, а так же отменит статус Кронштадтской крепостной зоны (каждое проходящее мимо Кронштадта судно должно сегодня запрашивать разрешение военных). Третьим постановлением правительства должен стать документ, который обозначит границы порта на берегу и портовой акватории.