• 31 марта 2009

    Таможня берет добро

    Участникам внешнеэкономической деятельности не следует ждать послаблений со стороны таможни. Эксперты уверены – в нынешнем виде таможенная служба не способна адекватно реагировать на изменения экономической ситуации, часть ее функций должна быть изъята и передана налоговикам. На рынке услуг по таможенному оформлению грузов ожидаются перемены: крупные транспортные компании могут начать создавать собственных таможенных брокеров.


    О негативном

     

    «Коррупция на таможне стала системой», - высказал свое мнение в ходе семинара «Налоги и таможня», организованном газетой «Ведомости», советник генерального директора группы «Евросиб», генерал-майор таможенной службы в отставке Александр Пучков.  По мнению экс-таможенника, для разрыва коррупционной цепочки необходимо развивать предварительное электронное декларирование, передав эту функцию в ведение налоговиков. На таможне должна происходить лишь сверка груза. Сама же Федеральная таможенная служба (ФТС) должна сконцентрироваться преимущественно на борьбе с незаконным движением оружия и наркотиков через границу. «Эти меры убили бы и практику оформления грузов на фирмы-однодневки», считает эксперт. Сейчас же деятельность таможни чересчур разнонаправлена, уверены участники семинара. Это зачастую усиливает коррупцию и создает излишние препоны участникам ВЭД.

    Впрочем, некоторые позитивные подвижки, вызванные реформой таможенной службы, все же есть. В частности, в середине 2008 года ФТС занялась проблемой упрощения таможенных процедур для контейнерных грузов в сухих портах. В феврале 2009 г. появилась соответствующая концепция, предусматривающая некоторые послабления. Однако резкий спад контейнерооборота, вызванный мировым кризисом, временно приостановил ее внедрение.

    Брокеровское движение

    «Сейчас только единицы товаров – чай, кофе и велосипеды не подпадают под тотальный таможенный контроль в России. Все остальное подпадает, причем контроль осуществляется за счет владельца», - говорит генеральный директор компании «Транс-Бизнес Брокер» Владимир Яковлев. По его словам, на Западе такой контроль осуществляется лишь выборочно и за счет государства. «Поэтому в России таможенные риски очень высоки. Убытки от простоя груза соизмеримы иногда с объемом таможенных платежей в бюджет», - констатирует Владимир Яковлев.

    Отсутствие ответственности таможенных органов за простой грузов приводит к тому, что органы ФТС сосредоточиваются на выполнении внутренних плановых заданий. Интересы бизнеса при этом не рассматриваются. «Поэтому не следует ждать в условиях кризиса от таможни никаких послаблений», - уверен эксперт. По его мнению, минимизировать таможенные риски на 50% в нынешних условиях поможет отказ от «серых схем» оформления грузов на таможне, остальные 50% можно преодолеть только путем борьбы с произволом чиновников.

    В то же время, в условиях экономического спада и снижения грузопотоков следует ожидать изменений и на самом рынке таможенных брокеров. Действующие компании, скорее всего, будут укрупняться. По состоянию на начало текущего года в России было зарегистрировано 504 таможенных брокера. «Мы, наверное, будем свидетелями тенденции, когда крупные транспортные компании начнут создавать собственных брокеров», - считает Александр Пучков.
     
    В условиях экономического спада задача создания оптимальных условий для бизнеса стоит особенно остро. Руководство страны назвало в качестве одной из приоритетных целей своей политики борьбу с коррупцией. Само бизнес-сообщество настроено решительно - в условиях кризиса терпеть административный произвол и бюрократическую неразбериху становится непозволительной роскошью. Возможно, что совокупность этих факторов приведет и к изменению государственного подхода в области таможенного дела.
     
    Виталий Чернов.
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен