28 августа 2025   15:02

Кузбасс не зашел

ДТУ
Фото предоставлено пресс-службой ДТУ

Добыча угля в Кузбассе — ключевом угледобывающем регионе России, по данным региональных властей за январь — июль 2025 года, снизилась более чем на 7% год к году, до примерно 110 млн тонн. Объем поставок кузбасского угля на экспорт сократился на 3,4%, до чуть более 59,2 млн тонн. При этом если посмотреть на статистику отгрузок угля через морские порты, то мы видим прирост почти на 2% за тот же период, до почти 115 млн тонн.

Из этой «вилки» можно сделать вывод, что центр тяжести добычи экспортного угля постепенно смещается в азиатскую часть (Якутия и Дальний Восток), при этом основными экспортными рынками для российского угля являются Китай и Индия.

В разрезе терминалов прирост показали лишь некоторые, из которых особенно хорошей динамикой выделяются терминал ОТЭКО в порту Тамань, «Дальтрансуголь» в порту Ванино и сахалинский порт Шахтерск.

Коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Инал Чкадуа в комментарии для «ПортНьюс» обратил внимание на то, что в настоящий момент на мировом рынке наблюдается постепенное восстановление спроса на уголь — в частности, на азиатских рынках, которые и являются основными драйверами российского экспорта. Например, во втором квартале из-за снижения собственного производства на 1,5% вырос импорт угля в Индию: до 76,40 млн тонн текущего года с 75,26 млн тонн годом ранее, а российские производители смогли увеличить свою долю более чем на 2 млн тонн, отметил представитель ОТЭКО.

Кроме того, несмотря на фактическое снижение добычи, российские производители стремятся удержать долгосрочные отношения со своими покупателями и обеспечить стабильные поставки, для чего в том числе используют накопленные запасы угля. Кроме того, в этом году активизировались казахстанские производители — их экспорт растет, грузоотправители диверсифицируют маршруты и наращивают поставки в страны Глобального Юга, в том числе через порт Тамань.

Коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Инал Чкадуа:

В отличие от портов Северо-Запада, которые были более ориентированы на европейские направления, порты Дальнего Востока и Азово-Черноморского бассейна смогли эффективнее перенаправить грузовые потоки на рынки стран Азии, Африки и Латинской Америки. Терминал навалочных грузов ОТЭКО в порту Тамань отличает близость к ключевым рынкам, глубоководная акватория, возможность круглогодично принимать крупнотоннажные суда и проектная мощность 60 млн тонн в год, что делает его ключевым логистическим хабом для экспорта в направлении Глобального Юга.

От себя добавим, что в нынешних условиях поставки угля через Южный бассейн действительно выглядят эффективнее, чем через порты Северо-Запада. По всей видимости, угольный терминал в Тамани смог договориться с поставщиками о приемлемом уровне тарифов на перевалку, что способствовало восстановлению его грузооборота.

В свою очередь, в пресс-службе «Портового Альянса», в который входит в том числе терминал «Дальтрансуголь», объяснили рост грузооборота терминала востребованностью дальневосточного направления из-за близости к Китаю.

Как прокомментировал «ПортНьюс» член совета директоров АО «Морцентр» Денис Илатовский, «Дальтрансуголь» и порт Шахтерск увеличили отгрузки за счет угля из восточных регионов России.

Член совета директоров АО «Морцентр» Денис Илатовский:

Денис Илатовский

— Рост перевалки в Шахтерске никак не связан с материком, это добыча и отгрузка «Сахалинугля», они чувствуют себя получше, логистика гораздо дешевле Кузбасса. Объемы перевалки «Дальтрансугля» выросли на поставках из Бурятии, Хабаровского края, для которых экономика экспорта более позитивна, чем для Кузбасса. Прирост перевалки ОТЭКО в Тамани я бы объяснил более дружелюбной коммерческой политикой в 2025-м после периода жестких переговоров начала 2024 года. Видимо, им удалось перетянуть объемы с других терминалов. Нужно также учитывать рост перевалки казахстанского угля в Тамани и Усть-Луге, который пользуется отсутствием санкций и открытыми рынками ближних потребителей Европы.

Если говорить о мировой конъюнктуре, то в настоящее время цены на уголь хоть и значительно ниже (до четырех раз) значений 2023–2024 годов, однако примерно в два раза выше пандемийных уровней 2020–2021 годов и уже два года держатся в районе $110 за тонну. При этом за последние несколько лет для российских поставщиков на рынке изменилось многое: прекратились поставки в Европу, а Китай стал постепенно сокращать закупки.

Так, по данным Главного таможенного управления КНР, экспорт угля из России в Китай в первом полугодии 2025 года снизился на 4,5% год к году и составил 43,6 млн тонн. При этом КНР, в отличие от Индии, наращивает собственную добычу: за январь — июль 2025 года она выросла на 3,8% в сравнении с показателем соответствующего периода предыдущего года и составила 2,78 млрд тонн.

Что касается Индии, то в этой стране заинтересованы в поставках в первую очередь металлургического угля, что резко ограничивает круг поставщиков и месторождений. И в этой картине угольного мира Кузбассу удержаться будет сложно.

Эксперт по энергетике Кирилл Родионов:

Кирилл Родионов

— С учетом торможения глобального спроса и возвращения цен к многолетней норме угольной отрасли не помогут временные меры, будь то предоставление отсрочек по налогам и страховым взносам или реструктуризация задолженности по банковским кредитам. Нужны долгосрочные решения, которые приведут к сокращению логистических издержек за счет смещения географии добычи на восток.

Таким образом, несмотря на формальный прирост поставок угля через морские порты, структура этих поставок и произошедшие тектонические сдвиги на мировом угольном рынке лишь подтверждают тенденцию смещения экспортной угольной добычи из Кузбасса в восточные регионы, а также низкой рентабельности поставок через порты Северо-Запада или Дальнего Востока при транспортировке из того же Кузбасса.

Автор

Виталий Чернов

news@portnews.ru

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31