
По предварительным данным федерального центра «Агроэкспорт», с начала текущего сезона экспорт зерновых из России снизился в пределах от 15% до 19% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего сельскохозяйственного года. Тем не менее руководитель центра Илья Ильюшин полагает, что имеются поводы для оптимизма благодаря расширяющейся географии поставок российского зерна.
Руководитель федерального центра «Агроэкспорт» Илья Ильюшин:

— Мы видим, что в новом сельхозгоду у России есть хорошие шансы для наращивания поставок всех зерновых — как пшеницы, так и нишевых культур... Мы и все экспортеры смотрим с оптимизмом на вторую половину сезона. Ожидаем, что спад, который произошел в начале, будет компенсирован, и мы достигнем запланированных показателей.
Основой российского экспорта зерновых является пшеница, которая, по словам главы центра, востребована в мире и успешно конкурирует с пшеницей от ключевых поставщиков (например, с французской) в странах Азии и Африки. Илья Ильюшин отметил, что Россия расширила поставки пшеницы в страны Африки, стоит задача выхода на многообещающие рынки Юго-Восточной Азии (Малайзии, Филиппин, Вьетнама и др.) — соответствующая работа уже ведется.
Главным рынком сбыта российского зерна остается Египет, следом идут Турция, Бангладеш, Саудовская Аравия и Алжир.
При этом имеется позитивная динамика и по нишевым культурам, таким как гречиха, экспорт которой, по данным «Агроэкспорта», увеличился на 23% за счет поставок в Китай и страны Африки, а также горох (Россия является основным поставщиком гороха в Китай).
Тем не менее, по мнению президента Российского зернового союза (РЗС) Аркадия Злочевского, объективных предпосылок для роста экспорта зерновых в настоящее время все же нет.
Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский:

— Оптимизма у нас пока нет: на фоне низких мировых цен и крепкого рубля расти экспорту пока некуда. Если ситуация изменится, а курс рубля ослабнет, то экспорт может активизироваться, но когда это произойдет, никто не знает. В текущей же ситуации предпосылок для роста нет: рекордный урожай в мире оказывает мощное давление на цены, которые остаются на очень низких уровнях.
Глава РЗС в комментарии для «ПортНьюс» также обратил внимание на сохраняющуюся проблему высоких ставок на перевалку в южных морских портах России, а также проблему нехватки качественных семян.
«Рентабельность экспортных поставок даже отрицательная, поэтому активности экспортеров не наблюдается — они в убыток не работают, в отличие от крестьян, которые в любом случае вынуждены что-то производить, даже в убыток. А экспортеры просто сворачивают операции», — сказал Аркадий Злочевский.

Напомним, в январе 2025 года глава РЗС сделал прогноз экспорта зерновых по итогам сезона на уровне 47–48 млн тонн, из которых около 41 млн тонн придется на пшеницу.
В соответствии с июльским прогнозом от «СовЭкон» экспорт пшеницы в сезоне 2025–2026 годов составит 42,9 млн тонн, при этом аналитики компании также отмечали рост конкурентоспособности российской пшеницы.
Отметим, что цены на пшеницу в мире росли с 2021 года, достигнув пиковых значений весной 2022 года. С тех пор они снижались, но в течение примерно последнего года держатся на стабильном, хотя и достаточно низком уровне.
В условиях низких мировых цен стоимость логистики, безусловно, становится крайне важной — и при высокой стоимости перевалки зерна в южных портах грузоотправители ищут альтернативные пути поставок. Так, в мае 2025 года впервые была отгружена партия пшеницы через Балтику.
Показательно, что, по данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), по итогам первого полугодия 2025 года перевалка зерна через морские порты России сократилась на внушительные 56%, до 16,4 млн тонн. При этом терминал НЗТ по итогам сезона 2024-2025 года сократил перевалку зерновых на 18,8% — до 5,76 млн тонн, а отгрузка через НКХП снизилась на 31,9% — до 5,65 млн тонн.