Как устроен терминал Дальтрансуголь

Терминал Дальтрансуголь, расположенный в Ванинском районе Хабаровского края, уже более 20 лет служит ключевым звеном в экспорте российского угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Имея пропускную способность 32,8 млн тонн в год и амбициозные планы по расширению до 40 млн тонн, он сочетает масштабные складские мощности с передовым оборудованием.


Дальтрансуголь с высоты птичьего полета

Железнодорожный фронт

Терминал обладает мощной инфраструктурой для приема угля: длина путей необщего пользования составляет 56 км. Для выполнения маневровых работ имеется восемь собственных тепловозов. Дальтрансуголь первым в России внедрил круговую схему движения, которая позволяет минимизировать простои вагонов. Ежедневно здесь обрабатывается в среднем 800 полувагонов, однако его реальный потенциал гораздо выше. 

Установленный и подтвержденный РЖД суточный рекорд выгрузки — 1466 полувагонов.


Железнодорожные пути Дальтрансугля 

Разгрузка вагонов

Зимой уголь смерзается, поэтому перед выгрузкой полувагоны проходят через здание для оттаивания. Таких зданий в ДТУ два, каждое на 18 полувагонов. Там они разогреваются до температуры 130 °С, и смерзшийся уголь отделяется от стенок. Процесс занимает в среднем 40 минут.

В рамках инвестиционной программы по увеличению мощности уже идет строительство третьего здания для оттаивания — на 27 полувагонов. 


Строительство третьего здания для оттаивания

Разгрузка полувагонов выполняется с помощью двух вагоноопрокидывателей тандемного типа. Каждый из них способен за час выгружать до 40 полувагонов с углем, а это порядка 2,8 тыс. тонн груза. Процесс полностью автоматизирован. В рамках инвестпрограммы по расширению мощности на терминале строится третий вагоноопрокидыватель на три полувагона. 

Новый вагоноопрокидыватель позволит выгружать 5,2 тыс. тонн угля в час.


Полувагон в роторе вагоноопрокидывателя

После разгрузки уголь попадает на ленточные питатели, которые транспортируют его по магистральным конвейерам на склад.


Конвейерная лента стакера-реклаймера

Хранение

Дальтрансуголь располагает пятью складами общей площадью 211,9 тыс. м² — это сопоставимо с 29 футбольными полями. Каждый склад разделен на секции для хранения 16 марок угля, что гарантирует точное соответствие требованиям заказчиков.

Единовременно на складах ДТУ может хранится до 1,2 млн тонн угля.


Склад Дальтрансугля

На складе включаются в работу стакеры-реклаймеры. Четыре гигантские машины обеспечивают как выгрузку угля, так и его дальнейшую подачу на конвейерные линии. 

Стакеры-реклаймеры Дальтрансугля способны формировать штабеля высотой до 18 метров — это выше пятиэтажного дома.

 


Работа стакера-реклаймера

Погрузка на суда

Перед погрузкой на судно уголь проходит зону действия мощных магнитных сепараторов, которые извлекают металлические предметы. В ДТУ 29 таких устройств, каждый из них способен достать до 50 кг металла.

Погрузка на суда выполняется двумя судопогрузочными машинами поворотного типа, которые могут обрабатывать суда дедвейтом до 204 тыс. тонн с осадкой 18,5 м.


Погрузка на судно

Двусторонний пирс длиной 720 м позволяет грузить два судна одновременно, что значительно повышает эффективность работы терминала.

В течение года терминал способен принимать до 310 судов.


Два судна на пирсе ДТУ  

Когда судно входит в бухту Мучке, к работе подключаются четыре буксира ледового класса Arc4 собственного портового флота. Они обеспечивают безопасную швартовку даже при неблагоприятных погодных условиях.


Буксир «Хакас»

Защита окружающей среды

Дальтрансуголь внедрил девять возможных экологических технологий из отраслевого справочника, став примером ответственного подхода к угольной логистике. Для минимизации пыли здесь применяются лучшие технические решения, включая закрытые вагоноопрокидыватели и конвейерные ленты с системами орошения, аспирацию на основных узлах перегрузки, ветрозащитные экраны и пушки орошения.


Работа пушки орошения

В рамках инвестпрограммы по расширению мощности на терминале идет строительство второй очереди ветрозащитного экрана. После реализации проекта общая длина ограждения составит около 2,5 тыс. м.


Пылеветрозащитный экран Дальтрансугля  

К 2027 году Дальтрансуголь планирует выйти на проектную мощность 40 млн тонн угля в год, усилив позиции России как третьего мирового экспортера угля. Однако сегодня терминал загружен лишь на 45% на фоне общего снижения поставок этого вида груза.


Судно на пирсе Дальтрансугля 

 

Дарья Иванова, специально для ИАА «ПортНьюс»