1. Главная
  2. Статьи на актуальные темы - ПортНьюс
  3. Цифровому порту нужен стандарт

5 июня 2025   11:46

Цифровому порту нужен стандарт

Эксперты портовой индустрии солидарны во мнении о необходимости единой платформы

В ходе открытой дискуссии представители портов, перевозчиков, IT-компаний, государственных органов выявили перспективные направления цифровизации портовой отрасли и сошлись во мнении о необходимости общего цифрового стандарта для всех участников цепи поставок.

Диалог между представителями отрасли, прошедший в формате круглого стола, позволил обозначить важную задачу, которую портовой индустрии предстоит решить в ближайшем будущем, — неравномерный уровень цифровизации у разных участников логистической цепи и отсутствие упорядоченной модели взаимодействия между ними.

Денис Попов, руководитель подразделения ООО «Торгмолл» в Санкт-Петербурге, отмечает, что только 3–5% коносаментов оформляется исключительно на бумаге — все остальное оцифровано по международным стандартам. В то же время в речных портах отсутствуют электронные документы, часто используется устаревшее оборудование. Нередко в портах возникают проблемы с GPS и связью в целом, что накладывает закономерные требования и ограничения на использование цифровых сервисов, о чем сообщил ответственный секретарь ТК по стандартизации Росстандарта ТК032 «Водный транспорт» Александр Замолотчиков.

Отсутствие единой модели взаимодействия приводит к фрагментации цифровой среды. IT-ландшафт морского порта включает до двух десятков информационных систем. Ситуацию частично решает использование терминальной операционной системы (ТОС), которая позволяет обмениваться данными с множеством информационных систем. Так, порт «Бронка», по словам директора по производству Михаила Мосояна, объединяет ключевые бизнес-процессы на базе системы управления терминалом Solvo.TOS. В свою очередь, аналогичных решений для экспедиторов нет: им приходится регистрироваться и работать в отдельных личных кабинетах для каждого терминала и государственного органа. У каждого менеджера есть целая книга со списком логинов и паролей — об этом рассказала Юлия Герасименко, исполнительный директор ООО «ДэлМар Логистика».

Помимо разрозненности платформ, эксперты отмечают отсутствие единого стандарта для ряда критически важных документов. Руководитель департамента документационного обеспечения грузовых операций стивидорного холдинга Глобал Портс (входит в ГК «Дело») Яна Салина отмечает, что на сегодняшний день отсутствует синхронизация между рекомендуемой Приказом Минтранса России от 09.07.2014 № 182 «Об утверждении правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту» формой поручения на отгрузку экспортных грузов (особенно в части контейнерных грузов) и формой поручения на отгрузку экспортного груза, разработанной в КПС «Портал «Морской Порт», в части состава сведений, которые необходимо использовать при едином электронном обмене через КПС всеми участниками процесса. Глобал Портс совместно с АСОП уже инициировали обращение в ФАМиРТ для внесения соответствующего изменения в Приказ Минтранса России от 09.07.2014 № 182 «Об утверждении правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту» в части рекомендуемого образца поручения на отгрузку экспортного груза и приглашают представителей бизнеса подключиться к данной инициативе.

Решением проблемы должен стать переход на НЦТЛП «ГосЛог» — платформу, где все участники грузоперевозок смогут взаимодействовать в режиме «единого окна». По мнению Александра Замолотчикова, этот переход необходим, поскольку без взаимодействия с платформой «ГосЛог» не получится стандартизировать требования госорганов, в том числе ФТС, фитоконтроля, ветконтроля и др.

Развитие НЦТЛП «ГосЛог» прокомментировал заместитель председателя Технического комитета по стандартизации «Логистика и управление цепями поставок» Росстандарта (ТК 490) — генеральный директор ООО «Транспортные системы» Кирилл Тюленев:

— Цифровая платформа, которая объединит различные сервисы в сфере мультимодальных перевозок— важнейший для экономики долгосрочный проект. Его успешная реализация зависит от технологической кооперации участников ВЭД. В основе НЦТЛП планируется создание таких сервисов, как «единое окно», цифровой профиль перевозчика, прослеживаемость и мониторинг движения грузов, сервис перенаправления информации контрольно-надзорным органам. Одним из приоритетных цифровых сервисов является «Конструктор мультимодальной перевозки», основанный на внедрении стандартизированных схем мультимодальных перевозок. Цифровой сервис предусматривает аналитическую оценку вариантов приоритетных схем перевозки грузов в сети маршрутов международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Российской Федерации.

По словам Кирилла Тюленева, одна из основных задач НЦТЛП — проектирование оптимальных транспортно-технологических схем мультимодальных перевозок для участника ВЭД с учетом изменений волатильных ценовых компонентов, актуальной загруженности объектов инфраструктуры, доступности оборудования и подвижного состава, а также другой вводной информации, обновляемой в краткосрочном периоде. Для этого необходимо интегрировать действующие терминальные операционные системы (ТОС) портов и транспортно-логистических терминалов — ключевых объектов транспортной инфраструктуры — в базовую структуру платформы «ГосЛог».

При этом Кирилл Тюленев отметил, что целесообразно выработать общий подход путем обмена практиками по интеграции терминальных операционных систем (ТОС) для последующего использования при утверждении Минтрансом России и создания сбалансированной базы национальных стандартов «ГосЛог».

 Генеральный директор ООО «Транспортные системы» Кирилл Тюленев:

— От имени рабочей группы по вопросу создания цифровой логистической платформы с применением стандартизированных схем мультимодальных перевозок при Росстандарте хочу также отметить, что в ближайшем будущем будет выпущена первая серия национальных стандартов, содействующих внедрению НЦТЛП «ГосЛог» и развитию платформенных решений цифровых портов.

Сегодня такие системы, как Solvo.TOS, являются фундаментом для создания цифрового порта. В рамках пленарных докладов эксперты «Солво» рассказали о последних инновациях, которые Solvo.TOS позволяет внедрить на терминале: в их числе — беспилотные краны, мобильные приложения для погрузчиков с 3D-визуализацией штабеля, гибкая система расчета стоимости услуг и другие технологии.

Исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов Серик Жусупов: 

Создание единого цифрового сервиса — важный шаг на пути к технологическому лидерству. Представители портовой отрасли открыты к сотрудничеству в части обмена экспертизой и поддержки инноваций.

Президент Ассоциации «РУССОФТ» Валентин Макаров:

Solvo.TOS — это пример успешного импортонезависимого продукта, созданного на основе богатого международного опыта и глубокого понимания логистической специфики, что есть у «Солво». Чтобы подобные российские IT-решения для логистики могли развиваться не только на внутреннем, но и на мировом рынке, отрасли необходимо техническое и нормативное регулирование, которое позволило бы использовать потенциал искусственного интеллекта, интернета вещей, киберфизических систем. Это общая задача государства и бизнеса.

Круглый стол «Что мешает цифровизации портов?» прошел 22 мая 2025 года в Санкт-Петербурге в рамках отраслевой конференции по цифровой трансформации портов и ТЛЦ. Мероприятие состоялось по инициативе компании «Солво» при поддержке отраслевых ассоциаций. Официальный партнер — ИАА «ПортНьюс». Информационные партнеры — журнал «Морские порты» и ИИК «Морской Петербург». В качестве научных партнеров конференции выступили ведущие учебные заведения транспортной отрасли: РУТ (МИИТ), ГУМРФ им. адм. Макарова, НИУ ВШЭ, БГАРФ (Калининград), СПбМРК, ВГУВТ им. адм. Лазарева (Нижний Новгород), МГУ им. Невельского (Владивосток).

Материалы конференции доступны по ссылке.

Материал предоставлен компанией «Солво».

***

«Солво» — крупный российский разработчик IT-решений для портов, грузовых терминалов и складов. Система Solvo.TOS — лидер отечественного рынка ПО для портовой индустрии.

 

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30