29 мая 2025   15:54

«Кухня» контейнерной линии

После ухода глобальных западных контейнерных линий из России в 2022 году освободившаяся ниша стала быстро заполняться отечественными и китайскими компаниями. Однако их надежность не так очевидна, как у глобальных игроков, — и шанс потерять груз (а вместе с ним, возможно, и свой бизнес) при банкротстве линии теперь не равен нулю.

Чтобы избежать подобной ситуации, грузовладельцам стоит научиться проводить самостоятельную оценку финансового благополучия линии, которой они собираются доверить свой груз. Чтобы сделать это, необходимо понимать, из чего складываются доходы и расходы контейнерной линии, работающей в портах России.

Генеральный директор Aurora Line Алексей Парилов:

Алексей Парилов

Мы рады, что наши партнеры оценили новый формат отраслевого мероприятия, который мы предложили. Позитивная обратная связь, полученная от гостей тренинга «Устойчивость контейнерной линии: цифры, а не слухи», показывает, что мы действительно сумели собрать именно ту информацию, которая интересна и важна сегодня для всех участников рынка морских контейнерных перевозок: грузовладельцев, экспедиторов, линейных операторов, и поделиться ею с партнерами. По просьбе наших партнеров мы повторим мероприятие, но уже для прямых грузовладельцев совместно с коммерсантами транспортных компаний, размещающих грузы на наших судах.

Чтобы помочь грузоотправителям разобраться с доставками грузов, компания Aurora Line, работающая на этом рынке, провела очный практический тренинг «Устойчивость контейнерной линии: цифры, а не слухи», на котором генеральный директор линии Алексей Парилов рассказал о внутренней «кухне» линейщиков. В семинаре приняли участие более 100 представителей компаний-участников рынка морских контейнерных перевозок: грузовладельцы, экспедиторы, линейные операторы, специалисты по логистике и цепям поставок.

Расходы

Как и в любом бизнесе, финансовое благополучие контейнерной линии зависит от соотношения между доходами и расходами. По словам Алексея Парилова, расходы линии составляют издержки на аренду контейнеровозов (тайм-чартер), на топливо для них, на проход Суэцкого канала, на заход в порты и на контейнерный парк.

Если говорить об аренде контейнеровоза, то нужно понимать, что для работы в Большом порту Санкт-Петербург оптимально использовать суда вместимостью от 1600 до 3000 TEU. Суда меньшей вместимости не обеспечат линии рентабельность, а большей — не смогут заходить в порт в полном грузу из-за недостаточных глубин. Оптимальной вместимостью для контейнеровоза, по мнению руководителя линии, является примерно 2300–2600 TEU. Аренда контейнеровоза является самой большой статьей расходов и колеблется в диапазоне $18–30 тыс. в сутки, в зависимости от размера и других характеристик судна. При этом ставки чартера подвержены рыночным колебаниям и остро реагируют на события в мире. Например, напряженность в Красном море резко увеличила спрос на небольшие контейнеровозы, что значительно ограничило российских игроков в поиске нового флота.

Следующая статья расходов — это бункерное топливо. Контейнеровозы такой вместимости потребляют 20–25 тонн топлива в сутки, что обходится в текущих ценах примерно в $12 тыс. в сутки (актуальные цены на разные виды судового топлива в российских морских портах можно узнать из дайджеста «Бункерный рынок», выпускаемого «ПортНьюс» дважды в неделю).

Большую долю в расходах линии составляет и прохождение через Суэцкий канал ($500–700 тыс. в обе стороны). В связи с этим линии все пристальнее присматриваются к Северному морскому пути. Так, Aurora Line планирует увеличить флот в оперировании с одного до трех судов вместимостью 2500–2600 TEU с возможностью организации рейсов по Севморпути без ледокольной проводки по чистой воде. Рейсы по Севморпути при всех издержках могут обходиться по себестоимости дешевле традиционного маршрута на 20–25% (хотя не всякий груз способен выдержать климатические особенности Арктики). 

Наконец, линия несет расходы на контейнерный парк. Стоимость сорокафутового контейнера (эквивалент 2 TEU) в Китае в настоящее время составляет порядка $5–6 тыс., а долгосрочная аренда $2–3 в сутки. При этом размер контейнерного парка не ограничивается вместимостью судна, а может кратно превышать его.

По расчетам, в структуре расходов типичной контейнерной линии, работающей в России, издержки на аренду составляют порядка 36%, на топливо 31%, остальные траты приходятся на прохождение Суэцкого канала (12%), контейнерный парк (6,5%) и др.

Доходы

Клиентов контейнерной линии можно разделить на три типа. Первый — это якорные клиенты, обеспечивающие долгосрочную гарантированную загрузку. До недавнего времени такими клиентами были поставщики новых автомобилей из Китая. Преимущество таких клиентов для линии очевидно — это гарантия загрузки. Минус состоит в том, что якорные клиенты работают по долгосрочным ставкам фрахта, которые, как правило, существенно ниже спотовых.

Второй тип клиентов — слоты. Это другие контейнерные линии, которые в порядке обмена или за деньги используют слоты друг друга по необходимости, что позволяет линиям балансировать свою загрузку.

Наконец, третий тип клиентов — рыночные. Они платят рыночные ставки фрахта, но при этом отличаются небольшими грузовыми партиями и непостоянством отправок.

Желательно, чтобы структура клиентов контейнерной линии была сбалансированной. В Aurora Line фокус делается на работу с рыночными российскими клиентами; по оценке линии, такие клиенты сегодня загружают до 70% судна компании.

Отметим, что Aurora Line разработала специальный онлайн-калькулятор, позволяющий оценивать доходы и расходы контейнерных линий. Доступ к инструменту получили все участники мероприятия.

Также следует иметь в виду, что ставки фрахта имеют четко выраженную сезонность (выше осенью-зимой, ниже летом).

По результатам проведенного тренинга были достигнуты договоренности между представителями Aurora Line и крупных компаний-экспедиторов о развитии подобного формата и о совместной организации еще ряда подобных мероприятий для прямых грузовладельцев.

Aurora Line работает на рынке контейнерных перевозок России с 2022 года, к настоящему времени линией перевезено 20 тыс. контейнеров.

Автор

Виталий Чернов

news@portnews.ru

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31