Российский экспорт стали, лома черных и цветных металлов продолжает сокращаться. В условиях внешних и внутренних ограничений экспортерам приходится искать новые рынки и пути сбыта, а основным трендом становится внутреннее потребление. Об этом говорили участники XX Международного форума «Лом черных и цветных металлов», состоявшегося в Москве.

Сталь и лом черных металлов
По данным ассоциации «Русская сталь», Россия производит 71 млн тонн стали, занимая 4% мирового рынка, объем которого в 2024 году составил 1,81 млрд тонн. У России пятое место после КНР (доля — 53%), Индии, Японии и США. В мировом экспорте стали, составляющем 428 млн тонн, доля России — 5%. Так, если в Турцию в 2021 году было поставлено свыше 7,8 млн тонн, то в 2024 году — около 5,4 млн тонн (данные турецкой компании Steel Radar).
После 2022 года производство металлопроката в России упало на 13% — до 61 млн тонн в 2024 году, а экспорт снизился на 35% — до 20 млн тонн.
Экспорт лома черных металлов за последние годы сократился в два раза: с 4,3 млн тонн в 2021 году до 2,2 млн тонн в 2024-м. По данным ассоциации «РУСЛОМ.КОМ», с 2025 года ожидается рост поставок за границу. При оптимистичном прогнозе, он может увеличиться до 3,3 млн тонн в текущем году и до 4,3 млн тонн к 2030 году. При менее удачном раскладе рост будет медленным — до 2,3 млн тонн в 2025 году и 2,4 млн тонн в 2030-м.
Эксперты отмечают, что образование лома черных металлов в России ежегодно растет, достигнув в 2024 году 52,3 млн тонн. Однако из-за пошлин и квотирования экспорта сбор лома сокращается: с 30 млн тонн в 2021 году до менее 20 млн тонн в 2024-м.
Лом нержавейки
Аналогичные тенденции наблюдаются и при экспорте лома нержавеющей стали. Он сократился со 148 тыс. тонн в 2021 году до 67 тыс. тонн в 2024 году. Заготовка уменьшилась с 290 тыс. тонн до 196 тыс. тонн. Здесь также прогнозируются два сценария: при оптимистичном — в 2025 году будет поставлено на экспорт 70 тыс. тонн, при негативном — 15 тыс. тонн. В 2030 году ожидается либо 80 тыс. тонн, либо 25 тыс. тонн.
Как комментирует директор ассоциации «РУСЛОМ.КОМ» Виктор Ковшевный, основная причина спада — закрытие экспорта. При этом количество лома нержавеющей стали в России продолжает расти, в 2025 году объем ломообразования составит 565 тыс. тонн при внутреннем потреблении 135 тыс. тонн.
Если говорить о структуре лома нержавейки, то более 51% приходится на лом с содержанием никеля от 8% и более, 26% — на лом с содержанием никеля менее 2%, а 23% — на лом без никеля. По оценке ГК «Чермет», экспорт легированных ломов в 2025 году сойдет на нет (в 2024 году было поставлено 44 тыс. тонн) и останется на нулевом уровне до 2028 года.
Алюминий, латунь и свинец
По данным компании DelMar Logistics, наиболее впечатляющее сокращение за эти годы продемонстрировал экспорт алюминия, который с 2021 года уменьшился в 6 раз: с 4,6 млн тонн до 756 тыс. тонн в 2024 году. По мнению экспертов, на торговлю алюминием негативно повлияли экспортная пошлина, санкции ЕС, рост курса рубля, высокая ставка кредитования, проблемы с международными расчетами, а также — ограниченный рынок сбыта.
Наиболее впечатляющее сокращение продемонстрировал экспорт алюминия, который с 2021 года упал в 6 раз
Количество стран-импортеров значительно сократилось. Сейчас российскую продукцию закупают Япония, КНР, Республика Корея, Таиланд и Малайзия. Такие страны, как США, Германия, Португалия, Польша, а также страны Южной Америки отказались от алюминия из России. На 2025 год, по мнению экспертов, рост экспорта алюминия маловероятен.
Экспорт латуни за последние четыре года (2021–2024) сократился с 14 тыс. тонн до 7,5 тыс. тонн (данные DelMar Logistics). Латунь экспортируют теми же путями, что и алюминий. Стоимость доставки из Санкт-Петербурга через порты Дальнего Востока в КНР — $95–100 за тонну, через Таллин — $110. При этом эксперты прогнозируют в 2025 году падение экспортных отправок.
Значительно сократился и экспорт свинца: со 122 тыс. тонн в 2021 году до 3,2 тыс. тонн в 2024 году. До 2022 года свинец у России закупали страны Европейского союза, Республика Корея, Вьетнам, США, Канада, Турция и Индия. Сейчас он почти исчез из поставок, что связано с санкциями, низкой рентабельностью и дорогой логистикой. По оценке DelMar Logistics, в 2025 году возможны только единичные отгрузки, «предпосылок для возобновления экспорта нет».