На фоне ожидаемого глобального роста спроса на рынке СПГ Россия, по мнению экспертов, сможет лишь удвоить экспорт сжиженного газа. При этом планы правительства РФ более амбициозны — утроить показатели к 2030 году до 100 млн тонн.

Мировой рынок сжиженного природного газа (СПГ) вырос в 2024 году на полпроцента — до 407 млн тонн. Больше половины экспорта принадлежит США, Австралии и Катару, доля России — порядка 8%, примерно как у Малайзии или вместе Нигерии и Египта. Такая статистика приводится в ежегодном обзоре компании Shell LNG Outlook 2025.
Большинство прогнозов предрекают общий рост мирового рынка СПГ в ближайшие пять лет, однако разнятся в оценках этой прогрессии. Например, по данным аналитиков «Новатэк», озвученным на форуме «Газ России 2025», глобальная торговля СПГ к 2030 году может вырасти более чем в два раза — почти до триллиона тонн, а по прогнозам британско-нидерландского концерна Shell, вероятный прирост составит 60%. Основные факторы — экономические успехи Китая и Индии, тенденция к снижению выбросов в тяжелой индустрии и на транспорте, также прогноз включает влияние ИИ-технологий.
Учитывая, с одной стороны, строительство производственных мощностей (например, только США уже через три года планирует увеличить экспортную емкость СПГ на 85%), с другой стороны, замедление потребления газа в Европе, Японии и Южной Корее, а при росте потребления в Китае — его ориентацию на трубопроводный газ и собственное производство, аналитики прогнозируют в недалеком будущем переизбыток предложения и рост конкуренции.
Санкционный рекорд
Россия, несмотря на запреты, наращивает продажи топлива: в 2024 году страна увеличила экспорт СПГ на 4% и достигла рекордных 33,6 млн тонн. Французская компания Kpler, специализирующаяся на сборе данных о сырьевых рынках, отмечает, что отгрузки происходили с проектов «Ямал СПГ», «Сахалин-2», «Газпром СПГ Портовая», «Криогаз-Высоцк» и «Арктик СПГ 2». На рынок Европы в 2024 году пришлось порядка 17 млн тонн, или 52% всего экспортированного из России СПГ, на страны Азии — 45%. Известные проблемы с трубопроводным экспортом в Европу сыграли на руку морским перевозкам СПГ, доля ЕС в российском экспорте СПГ в прошлом году выросла на 4%, отмечают аналитики, несмотря на санкции, последние пакеты которых направлены на реэкспорт СПГ, а не на импорт.

Так, крупнейший российский экспортер «Новатэк», реализующий основную часть продукции по долгосрочным контрактам в Европе и Азии, из-за запрета на реэкспорт меняет свою логистику для отправки сжиженного природного газа проекта «Ямал СПГ»: вместо бельгийского порта Зебрюгге предприятие выбрало рейдовую перевалку в Мурманской области у острова Кильдин. По оценке газеты «КоммерсантЪ», из 21 млн тонн газа, экспортированного с «Ямал СПГ» в 2024 году, в Зебрюгге перевалено 2,5 млн тонн, а у острова Кильдин — 1,5 млн тонн. Эксперты «Ъ» прогнозируют, что с учетом сезонности объем перевалки в пункте Кильдин может составить до 2,8 млн тонн СПГ в год.
Завышенные ожидания
По словам вице-премьера Александра Новака, Россия сможет увеличить производство СПГ к 2030 году до 100 млн тонн. Однако эти прогнозы, по мнению некоторых аналитиков, придется скорректировать. Несмотря на прошлогодний рекорд, из-за санкций и дефицита флота Россия теряет темпы экспорта и к 2030 году может рассчитывать на объемы порядка 60 млн тонн. Такое мнение высказал генеральный директор по энергетическому направлению фонда «Институт энергетики и финансов» Алексей Громов на форуме «Газ России 2025». По его словам, рост российского экспорта СПГ в 2024 году оказался значительно ниже ожиданий из-за позднего начала отгрузок с «Арктик СПГ 2», их ограниченного объема и полной остановки, начиная с ноября, а также из-за отсутствия необходимого числа газовозов ледового класса. Эти факторы, по его мнению, резко ограничат отгрузку в 2025 году.
«При сохранении текущих санкционных ограничений, а также при вероятности хотя бы частичного введения с 2026 года эмбарго на импорт российского СПГ в ЕС к 2029 году отгрузки трех линий «Арктик СПГ 2» так и не смогут выйти на полную мощность, «Балтийский СПГ» начнет коммерческие отгрузки только в 2029 году, а остальные заявленные крупнотоннажные проекты будут отложены», — сказал в ходе форума Громов. По его прогнозу, введение эмбарго со стороны ЕС приведет в 2026–2027 годах к сокращению отгрузок с действующих заводов «Ямал СПГ», «Криогаз Высоцк» и «Портовая СПГ». Таким образом, в текущих условиях к 2030 году экспорт российского СПГ, по его оценке, «вряд ли превысит 59–60 млн тонн».

Схожий прогноз дает заместитель председателя ВЭБ.РФ Андрей Клепач: к 2030 году экспорт СПГ из России в базовом сценарии может удвоиться, составив 67 млн тонн, в оптимистичном — 90 млн тонн, а к 2035-му достигнет от 86 млн до 127 млн тонн. Согласно его докладу на форуме «Газ России 2025», растущая конкуренция на мировом рынке СПГ в среднесрочной перспективе может дать российскому экспорту новые возможности на рынке КНР из-за введения пошлин на американский СПГ, однако также может ограничить сбыт в Южной Корее и Японии, куда будет переориентирован газ из США.
Экстерриториальное развитие
Учитывая быстрый рост мирового рынка СПГ, санкционные проблемы с производством и транспортировкой СПГ в РФ, а также большую вероятность введения новых санкций со стороны ЕС, названный потенциал российского экспорта может быть реализован только при развитии новых рынков сбыта, считает Андрей Клепач.
По его словам, на пике экспортные отправки газа из РФ, включая трубопроводный и СПГ, составляли 266 млн тонн, сейчас — 155 млн тонн. Для сокращения рисков России необходимо развивать новые логистические маршруты и инвестировать в Индию и другие страны. «Поскольку в этих странах существует дефицит соответствующей инфраструктуры, нам необходимо строить или покупать терминалы. В качестве финансовой возможности было бы целесообразно нынешний дисбаланс торговли с Индией, который сегодня составляет более $60 млрд, или 5 к 70, конвертировать в реализацию этих проектов. Таким образом мы бы могли восстановить пик экспорта к 2030 году, а то и после», — говорит представитель ВЭБ.РФ.
В ожидании флота
По оценкам экспертов, контролируемый РФ флот перевозит около 10% внешнеторговых грузов страны, и лишь 1,5% этих перевозок выполняют под отечественным флагом. При этом совокупная стоимость фрахта судов под российский экспорт у иностранных владельцев ежегодно составляет порядка $20 млрд, что выглядит как потерянный инвестиционный потенциал для развития собственного флота.

В условиях растущей конкуренции на мировом рынке СПГ России нужно ускорить строительство газовозов, убежден заместитель председателя правления ПАО «Новатэк» Эдуард Гудков. По его мнению, озвученному на форуме «Газ России 2025», основной вызов на ближайшие пять лет для российской отрасли СПГ заключается не столько в санкциях, сколько в быстро растущей конкуренции.
«Чтобы не просто увеличить, а сохранить свои позиции, нам необходимо усиленное технологическое развитие, в том числе строительство флота, судов-газовозов. Без форсирования судостроения мы не сможем удержать свою долю на рынке», — сказал представитель «Новатэк». «Ямал СПГ» обслуживают 15 танкеров ледового класса Arc7. Для вывоза СПГ с проекта «Арктик СПГ 2» «Новатэк» законтрактовал 21 танкер ледового класса Arc7, из них 15 строит судоверфь «Звезда». По мнению зампредседателя ВЭБ. РФ, «вряд ли все эти суда построят раньше 2030 года».
СПГ как фактор спада добычи
Потребление газа в мире растет, однако из-за ухудшения экспортных ожиданий, особенно в части СПГ, через два года Россия может замедлить темпы газодобычи, которая в 2024 году выросла на 7,5%. Такие данные приводит генеральный директор по энергетическому направлению фонда «Институт энергетики и финансов» Алексей Громов. По оценке института, представленной на форуме «Газ России 2025», мировой спрос на газ в 2024 году вырос на 2,6%, или на 107 млрд куб. м. Основной прирост спроса обеспечили страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), чья доля в этом объеме составила 43%. Прогнозируется, что в 2025 году доля этих стран в приросте спроса может вырасти до 53%. При этом, как говорит эксперт, почти весь прирост мирового спроса на газ обеспечивается за счет растущего импорта СПГ.
По словам эксперта, на мировом рынке сложилась ситуация дефицита газа, однако из-за проблем с экспортом Россия, вероятно, замедлит темпы добычи. «Прирост мировой добычи газа в 2024 году составил 1,7%, или 68 млрд куб. м, причем он не покрывал растущий спрос, а дефицит предложения компенсировался за счет использования ранее накопленных запасов. В результате запасы газа в европейских хранилищах снизились до 56% от номинальной мощности (для сравнения, в 2023 г. — 73%). Основу роста мирового газового рынка составила добывающая промышленность РФ, стран Ближнего Востока, Северной Америки и КНР», — объясняет эксперт.
Ухудшение перспектив экспорта российского СПГ, по словам эксперта из Института энергетики и финансов, может быть компенсировано расширением трубопроводных поставок в страны СНГ и Иран. В итоге в ближайшие пять лет добыча газа в РФ может вырасти до 750 млрд куб. м, а к 2030 году лишь достичь пиковых показателей 2021 года.