Владивосток остается ключевым портом, через который осуществляется поставка автомобилей из-за рубежа в Россию. В первую очередь, из Китая и других стран Юго-Восточной Азии. Вместе с импортом транспортных средств растут и показатели порта.
Об особенностях перевалки автомобилей и географии импорта ИАА «ПортНьюс» поговорило с генеральным директором Владивостокского автомобильного терминала (ВАТ, входит в группу FESCO) Иваном Мироненко.
— Иван Валерьевич, расскажите, каким для вашего предприятия стал 2024 год? Сколько автомобилей и техники было обработано на терминале?
— Начну с того, что Владивостокский автомобильный терминал является дочерним предприятием Владивостокского морского торгового порта и работает на протяжении уже 20 лет. Для ВАТ 2024 год прошел более чем успешно. Мы обработали почти 80 тыс. автомобилей и 844 единицы техники. Для сравнения, в 2023 году перевалили 71 тыс. автомобилей и почти 2 тыс. различной техники.
Улучшать показатели нам позволяет в первую очередь слаженная работа коллектива и постоянная модернизация всех процессов на терминале. На данный момент наши специалисты могут обрабатывать до трех судов одновременно, что значительно сокращает время нахождения автомобилей на территории терминала.
— Какие планы по перевалке на этот год? По вашей оценке, продолжится ли рост показателей?
— В последние несколько лет объемы перевалки Владивостокского автомобильного терминала только росли. Думаю, и в этом году тенденция сохранится. Все необходимые инструменты у нас есть. Автоматизируем многие процессы, активно работаем с таможенной службой, налаживаем связи с иностранными партнерами.
— Как с 2022 года изменилась география ввоза автомобилей? Откуда сейчас в основном поступают автомобили и техника? Это Япония, Южная Корея, Китай?
— Мы продолжаем обрабатывать машины из всех перечисленных стран. Конечно, «японцы» и «корейцы» — это только б/у автомобили.
Чуть больше 30% ввезенных в 2024 году машин занимает китайский автопром. Сотрудничать с партнерами из КНР мы начали еще в 2021 году и за три с лишним года обработали 47 914 единиц. Ввозим и популярные марки, например Haval, Chery, Jetour, Geely, JAC, DongFeng, и только начинающие покорять наш рынок бренды. Терминал работает как с брокерами, так и напрямую с заводами-изготовителями в Китае, которые ввозят в РФ автомобили для дилерских центров по всей стране.
Если вспоминать 2022 год, то тогда значительно вырос импорт б/у автомобилей из Азии — сразу на 58%. Причиной стал уход иностранных производителей из РФ. Однако мы успешно справились с возросшими объемами и сейчас готовы к любым изменениям на рынке.
— Есть ли какие-то планы по модернизации терминала?
— У нас глобальные планы по модернизации и цифровизации работы на терминале. Уже удалось отказаться от бумажных документов. Все необходимые данные о приемке, выдаче автомобилей и прочих услугах перенесены в планшеты сотрудников. Работаем и над оптимизацией процессов по движению и расчету грузов.
Также тесно взаимодействуем с таможенными органами: разрабатываем возможность автоматического получения уведомлений о выдаче со склада автомобилей, которые везут для себя физические лица, и передачи отчетности в ФТС.
Сейчас на территории Владивостокского автомобильного терминала работают пять площадок для хранения автомобилей вместимостью 3680 машино-мест. Так как терминал расположен на территории ВМТП, при увеличивающемся потоке автомобилей мы можем задействовать дополнительные площади под перевалку машин.
— Сколько в среднем проводит автомобиль в порту? Какие особенности есть у перевалки автомобилей и техники?
— В среднем автомобиль проводит на терминале 5–6 дней. В основном мы обрабатываем ролкеры и балкеры, с которых машины на берег спускают при помощи строп и крана. Их разгрузка — крайне серьезный и ответственный процесс. Поэтому мы внимательно следим за целостностью и сохранностью груза, чтобы не было ни одной царапинки.
На обработку примерно 180 автомобилей у специалистов уходит около часа — это хороший показатель. При этом на судне может находиться до 2 тыс. авто. Еще до его подхода все автомобили распределяются по площадкам терминала, а места хранения отражены на планшете у тальмана.
— Оказывает ли терминал, помимо выгрузки и хранения, какие-то дополнительные услуги?
— Мы занимаемся перевалкой не только автомобилей и спецтехники, а также запчастей и прочих грузов весом до 3 тонн, которые перевозятся навалом. Помимо этого, предоставляем услуги по хранению грузов, взвешиванию авто, отправке их в вагонах-сетках в регионы РФ и соседние страны. Например, в Белоруссию.
— Сколько сегодня специалистов работает на терминале? Есть ли потребность в дополнительных кадрах?
— Коллектив терминала составляет 85 человек. Это кассиры, специалисты по таможенному оформлению, сотрудники склада и другие работники. Сейчас потребности в кадрах нет. Более того, мы гордимся тем, что большинство наших сотрудников трудятся на терминале уже много лет и не планируют менять работу. Это настоящие профессионалы, которые знают свое дело досконально.