Российский зерновой союз (РЗС) прогнозирует снижение экспорта зерна из России по итогам сельскохозяйственного сезона до уровня порядка 47 млн тонн, из которых около 41 млн тонн придется на пшеницу. В январе экспорт зерна уже упал в два раза год к году. При этом, по официальной информации, объем экспорта зерна в сезоне 2024–2025 годов ожидается на уровне 55–60 млн тонн.
По мнению президента РЗС Аркадия Злочевского, для снижения экспорта имеется целый ряд причин, среди которых можно выделить низкую рентабельность в отрасли, расширение посевных площадей в мире, плохие условия хранения рекордных урожаев прошлых сезонов, в результате чего не менее 10 млн тонн пшеницы экспортных сортов утратили необходимое качество.
Кроме того, барьеры для импорта иностранных семян ведут к существенному снижению урожайности (до 30%) из-за перехода на менее урожайные отечественные семена. Таким образом, по оценкам РЗС, урожай в этот раз вряд ли превысит уровень в 110 млн тонн (против 125 млн тонн в предыдущий сезон).
Справочно
Экспорт российского зерна и продуктов его переработки в 2024 году превысил 86,7 млн тонн, что на 2,8 млн тонн больше относительно результата 2023 года. Рост составил 3,3%. Объем перевалки зерна в морских портах РФ по итогам года вырос на 6% — до 74,8 млн тонн. Основными странами-импортерами российского зерна являются Египет, Саудовская Аравия, Турция (транзит), Бангладеш, Израиль и др.
Если говорить о географии поставок, то Турция из-за отказа от закупок зерна для внутреннего потребления ушла на третье место (оставив лишь транзит), а Китай как не покупал, так практически и не покупает российскую пшеницу, мотивируя отказ от закупок в России соображениями фитосанитарного характера. Комментируя позицию Китая, Аркадий Злочевский предположил, что она вызвана политическим решением, которое может быть изменено лишь на высшем уровне.
На этом фоне существуют опасения, что портовые мощности по зерновым не будут востребованы в полной мере. Между тем отмечается рост грузопотока зерна на терминалах Балтики — в Усть-Луге и Высоцке.
Как прокомментировал ситуацию Аркадий Злочевский, это связано с монопольно завышенными ценами на перевалку зерновых в южных портах. Он привел в пример порт Новороссийск, где стоимость перевалки доходила до $23 за тонну, что примерно в два раза выше среднемировых расценок.
Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский:
— У нас проблемы есть и с фрахтованием судов, и со страхованием грузов… И мало кто оценивает грядущие проблемы, связанные с логистикой, которые нас ожидают уже в конце этого сезона, когда вдруг окажется, что сильно подросшие логистические мощности по перевалке в портах за последнее время, как и целый ряд проектов по увеличению этих мощностей в расчете на рост экспорта, столкнутся со снижением экспортных потоков, недостатком ресурсов и, соответственно, — простоями.
Отметим, по информации Россельхознадзора со ссылкой на данные ФГБУ «ЦОК АПК», в 2024 году была расширена география отгрузок российской зерновой продукции.
Так, из терминала в порту Высоцк было отгружено 178 тыс. тонн зерна в Нигерию, 60 тыс. тонн в Бразилию, 54 тыс. тонн в Мали, 48 тыс. тонн в Мексику, 32 тыс. тонн в Анголу. Также через терминал в Высоцке в Китай отгружался подсолнечный шрот (79 тыс. тонн), ячмень в Иорданию (58 тыс. тонн), горох в Индию (48 тыс. тонн). Таким образом, поставки из порта осуществлялись в 12 стран против семи в 2023 году.
Помимо этого, из портов Балтики начались отгрузки пшеницы по Вьетнам (42,5 тыс. тонн). Во Вьетнам зерно также направлялось контейнерами через порт Владивосток. Контейнерные партии зерновых из Владивостока шли и в такие страны, как Зимбабве и Гвинея. А из Новороссийска также контейнерами — в Бурунди.
Из портов Азово-Черноморского бассейна зерно, помимо прочего, экспортировалось в Эфиопию, Сьерра-Леоне, Шри-Ланку, Оман, Джибути, которые в 2024 году возобновили импорт российской пшеницы.
При этом, по мнению Аркадия Злочевского, вывозные пошлины и квоты на российское зерно уже привели к тому, что другие страны для его замены начали увеличивать посевные площади, что снизило зависимость мирового рынка от российских поставок. «Раньше без нашей пшеницы на мировом рынке не могли обойтись, а теперь — могут», — считает эксперт.
Отметим, по итогам 2024 года через порты Дальневосточного бассейна было отгружено около 880 тыс. тонн зерна (+2,5%), через порты Каспийского бассейна — около 3,05 млн тонн (+1,5%), через порты Азово-Черноморского бассейна — порядка 67,6 млн тонн (+5,3%), через порты Балтийского бассейна — около 3,3 млн тонн (+31%), а через порты Прибалтики — 2,3 млн тонн (−25%).
Основные мощности для крупнотоннажных отгрузок зерновых расположены в портах Азово-Черноморского бассейна.