Заключение перемирия в Газе заставило судовладельцев задуматься о возвращении своих судов в Красное море. Напомним, в связи с постоянными атаками йеменских повстанцев шиитского толка — хуситов большинство операторов торгового флота пустили свои суда в обход Африки, через мыс Доброй Надежды. Это, с одной стороны, увеличило сроки доставки и ее стоимость. Однако, с другой стороны, оказалось даже на руку судовладельцам, поскольку позволило увеличить спрос на TEU-мили и тонно-километры и загружать избыточный тоннаж.
В настоящее время судовладельцы отладили новые логистические цепочки, заложив в рыночных моделях на 2025 год маршруты в обход Красного моря.
В краткосрочной перспективе возврат к маршрутам через Суэцкий канал приведет к нарушению расписаний прибытия судов и, как следствие, — к «пробкам» на подходах к портам.
В более долгосрочной перспективе возврат на прежние маршруты спровоцирует большой профицит контейнерного тоннажа. Как мы писали ранее, если бы не увеличенные маршруты в обход Африки, то рынок, по прогнозам, уже в этом году столкнулся бы с избытком тоннажа и, следовательно, — с резким снижением ставок фрахта на контейнерные перевозки.
Так, по оценкам аналитической компании в сфере морских контейнерных перевозок Xeneta, избыток тоннажа контейнеровозов может в 2025 году составить 1,8 млн TEU, если эти объемы не будут поглощены расстояниями в обход Африки.
Главный аналитик Xeneta Питер Сэнд:
— Возникнет хаос, поскольку расписания будут подстраиваться под маршруты через Суэцкий канал. Спотовые ставки будут крайне нестабильными и иметь тенденцию к резкому снижению. Многое будет зависеть от управления провозной способностью перевозчиков. Масштабное возвращение в Красное море будет означать, что средние расстояния плавания снизятся до докризисного уровня. В свою очередь, это приведет к падению мирового спроса из расчета на TEU-милю, учитывающую расстояние, на которое перевозится каждый контейнер, а также количество перемещенных контейнеров. Даже при прогнозируемом росте мировых объемов перевозок на 3% в 2025 году спрос на TEU-милю может снизиться на 11% по сравнению с 2024 годом, если произойдет масштабное возвращение в Красное море.
Впрочем, не стоит думать, что судовладельцы намерены резко и массово вернуть свои суда на старые маршруты. И не только по вышеобозначенным экономическим причинам, но и потому что хуситская угроза сама по себе пока никуда не исчезла.
Так, аналитики агентства в сфере морской безопасности Ambrey полагают, что атаки хуситов могут возобновиться в любой момент. Во-первых, потому что ситуация вокруг Газы остается слишком хрупкой, и конфликт может вспыхнуть с новой силой в любой момент. Во-вторых, потому что хуситы имеют и другие поводы для организации новых атак — например, в случае эскалации конфликта с Саудовской Аравией и поддерживающими ее США.
Агентство в сфере морской безопасности Ambrey:
— Вполне вероятно, что хуситы продолжат представлять латентную угрозу морскому пространству, поскольку напряженность на Ближнем Востоке будет сохраняться. Но при условии соблюдения режима прекращения огня и c учетом заявления хуситов о своем намерении соблюдать его судоходство в Баб-эль-Мандебском проливе будет постепенно возобновляться.
По мнению Питера Сэнда, на первом этапе операторы будут возвращать на Суэцкий канал контейнеровозы вместимостью до 10 тыс. TEU. Если ситуация будет оставаться стабильной, то в дальнейшем в Красное море пойдут и более крупные суда.
Отметим, что если это произойдет, а также будут реализованы угрозы президента США Дональда Трампа о разворачивании тарифных войн практически со всеми значимыми экономиками мира, то профицит контейнерного тоннажа в мире возрастет еще больше. С одной стороны, более короткий маршрут через Суэцкий канал «вымоет» с рынка избыточный тоннаж, а с другой — сокращение мировой торговли из-за тарифных войн приведет к еще большему спаду спроса на дальние морские перевозки.
Это «хусито-трамповское комбо» будет способно перевернуть рынок, которому придется двигаться в сторону более или менее замкнутых макрорегионов, сосредоточенных на торговле внутри себя. Соответственно, торговля будет вестись преимущественно на коротких и средних транспортных плечах с привлечением контейнеровозов небольшой и средней вместимости. И, кстати, к такому сценарию Россия благодаря санкциям уже подготовлена лучше многих.