На Адмиралтейских верфях ОСК идет строительство научно-экспедиционного судна (НЭС) ледового класса «Иван Фролов», которое после ввода в эксплуатацию станет флагманом флота Росгидромета. Ожидается, что «Иван Фролов» усилит позиции России в Арктическом и Антарктическом регионах, сможет проводить исследования даже в самых суровых климатических условиях, обеспечит бесперебойную работу полярных станций.
Однако Россия не единственная страна, развивающая научный флот для изучения и освоения самых холодных мест на планете. Какие научные суда сегодня работают в Арктике и Антарктике, что еще планируется построить в ближайшие годы — в обзоре ИАА «ПортНьюс».
Россия
Уже упомянутый «Иван Фролов» будет передан заказчику в 2028 году. Проектантом судна стало АО «Невское проектно-конструкторское бюро» ОСК. По словам директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Александра Макарова, судно будет оснащено модульными лабораториями, которые быстро адаптируются под актуальные научные задачи. Данная технология с успехом была отработана при создании ледостойкой платформы «Северный полюс» и получит свое развитие на НЭС «Иван Фролов».
Новое судно предназначено для выполнения следующих задач: замена персонала и материально-техническое обеспечение антарктических станций, доставка грузов на необорудованный берег, проведение морских научно-исследовательских работ в океане, вывоз отходов и мусора.
Грузоподъемность судна составит 2,5 тыс. тонн. На борту разместятся до 20 лабораторий, а также ангар на два вертолета и площадка, позволяющая принимать вертолеты Ми-8, Ми-38 или Ка-32. Длина судна составит 164,8 м, ширина — 26 м, экипаж — 70 человек, научный персонал — 170 человек. Как отмечают эксперты, ледовый класс Arc7 позволит судну безопасно осуществлять плавание во льдах толщиной до 2 м.
Пока «Иван Фролов» только строится, российские ученые для изучения Арктики и Антарктики задействуют суда «Академик Трешников» и «Академик Федоров». Последнее построено в 1987 году, и именно его должен заменить «Иван Фролов» после окончания строительства.
Судно «Академик Федоров» спроектировано и построено как многофункциональное для работы в высоких широтах. Его борт имеет усиленный ледовый пояс, поэтому оно способно преодолевать ровный однолетний лед толщиной 1 м непрерывным ходом со скоростью 2 узла и «набегами» до 2,5 м. На борту оборудованы 11 лабораторий, вместимость составляет 250 человек, включая 75 человек экипажа и 175 ученых. Для выполнения ледовых разведок и переноса грузов на корме судна расположен вертолетный комплекс.
НЭС «Академик Трешников» построено в 2012 году на Адмиралтейских верфях ОСК. На его борту оборудованы десять стационарных и четыре мобильных контейнерных лабораторий. Вертолетный комплекс способен принимать и обслуживать вертолеты типа Ка-32. Две площадки позволяют выполнять грузовые работы как с кормы, так и с бака судна. Для осмотра подводной части судна оборудована водолазная станция.
В конце января 2025 года «Академик Трешников» присоединится к выполнению программы 70-й Российской антарктической экспедиции.
Еще одно важное для российской науки судно — ледостойкая платформа «Северный полюс». Она была передана заказчику в 2022 году, тогда же отправилась в свой первый научный рейс. ЛСП «Северный полюс» обладает функционалом научно-исследовательского центра и предназначена для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжелые вертолеты типа Ми-8 АМТ (Ми-17). В данный момент платформа задействована в Арктике в работе дрейфующей полярной экспедиции «Северный полюс-42», стартовавшей осенью 2024 года.
Начальник флота Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Владимир Зайцев:
— В состав научно-экспедиционного флота Арктического и антарктического научно-исследовательского института входят три судна ледового класса — «Академик Трешников», «Академик Федоров» (Arc7) и «Северный полюс» (Arc5). В 2028 году в состав флота ААНИИ войдет научно-экспедиционное судно «Иван Фролов» (Arc7).
Для выполнения наших задач в Арктике и Антарктике имеющегося научного флота достаточно. Но мы смотрим в будущее и понимаем, что в перспективе потребуются обновления. В 2028 году в строй встанет НЭС «Иван Фролов», которое прослужит не менее 30 лет. Планируется, что судно заменит НЭС «Академик Федоров», которому к этому времени будет около 40 лет. Основные задачи нового судна будут сосредоточены в Антарктике, но оно также будет работать в морях Северного Ледовитого океана. Судно будет обеспечивать жизнедеятельность полярных станций: транспортировку топлива, технического и научного оборудования и, конечно, полярников.
Япония
Ледокол Shirase, находящийся на балансе ВМС Японии, на данный момент единственное судно, задействованное страной для антарктических экспедиций. Имя ледокол получит от своего предшественника, выведенного из эксплуатации в 2008 году.
Грузоподъемность судна составляет 1,1 тыс. тонн. На его борту могут находиться 179 членов экипажа и 80 ученых. На судне предусмотрено размещение двух больших и одного малого вертолетов. Shirase используется для снабжения японской круглогодичной научно-исследовательской станции в Антарктиде — Сева. Так, последний рейс ледокола был завершен в начале января 2025 года: на станцию были доставлены различные грузы, в том числе топливо, а также участники 66-й миссии по наблюдению за Антарктидой.
Shirase является четвертым по счету подобным судном Японии. Примечательно, что до 1962 года такие суда были в ведении Береговой охраны (JCG), однако позже ледоколы перешли к ВМС страны. Портом приписки Shirase является военная база Йокосука в префектуре Канагава.
В данный момент идет строительство первого японского арктического исследовательского судна, получившего название Mirai II. Оно строится по заказу Японского агентства морских и земных наук и технологий (JAMSTEC). Работы идут на верфи Isogo Works судостроительного предприятия Japan Marine United (JMU) в Иокогаме. Стоимость контракта оценивается в $219,5 млн. Завершение строительства запланировано на ноябрь 2026 года.
Научно-исследовательское судно будет иметь длину 128 м, ширину — 23 м и сможет перевозить 13 тыс. тонн грузов. Предполагается, что Mirai II сможет преодолевать лед толщиной 1,2 м, а также будет оснащено дронами, беспилотными зондами и доплеровским радаром для наблюдения за погодой.
Стоит отметить, что в данный момент JAMSTEC ведет наблюдение за Северным Ледовитым океаном при помощи судна Mirai, однако оно из-за отсутствия ледового класса имеет ограниченную зону эксплуатации.
Старший научный сотрудник отдела ледовых качеств судов ААНИИ Алексей Чернов:
— Сейчас очень активно строится научный флот ледового класса, и мы ощущаем, что конкуренция в исследованиях растет. Если обратить внимание на Японию, то они называют свои суда научно-исследовательскими, однако по соотношению главных измерений, по энергетике — это, безусловно, ледоколы. То есть им ничего не помешает в случае необходимости взять кого-то под проводку.
Китай
До 2019 года единственным китайским ледокольным исследовательским судном в эксплуатации было Xue Long, построенное в 1993 году на Херсонском судостроительном заводе. Изначально судно было задумано как грузовое и снабженческое и предназначалось для российской Арктики. Однако было выкуплено Китайской Народной Республикой, когда уровень технической готовности составлял 83%, и достроено как полярное исследовательское судно.
В 2007 году Xue Long модернизировали, чтобы продлить срок службы. В частности, судно получило новую надстройку, которая значительно изменила его внешний вид. А в 2013 году была произведена замена главного двигателя.
Длина Xue Long составляет 167 м, ширина — 22,6 м. Судно используется преимущественно для экспедиций Китая в Антарктиду. При этом неоднократно выполняло и рейсы в Арктике. На открытой воде Xue Long может развивать максимальную скорость 18 узлов, судно способно преодолевать льды толщиной 1,1 м. Экипаж — 34 человека. Помимо них, на судне могут разместиться 128 исследователей. На борту располагаются вертолет и автономный подводный аппарат.
Второй китайский полярный ледокол под названием Xue Long 2 был спущен на воду в 2018 году. Контракт на проектирование судна стоимостью 5 млн евро был подписан в 2012-м с финской инжиниринговой компанией Aker Arctic. Однако строительство началось только в декабре 2016 года.
В настоящее время Xue Long 2 эксплуатируется в Арктике и Антарктике. Его длина —122,5 м, ширина — 22,3 м. Судно способно ломать лед толщиной до 1,5 м. В августе 2024 года китайское научно-исследовательское судно впервые посетило порт Мурманск.
В 2024 году Китай представил миру научно-исследовательское судно Ji Di. Его длина составляет 89,9 м, ширина — 17,8 м, водоизмещение — 5,6 тыс. тонн, вместимость — 60 членов экипажа, автономность — до 80 суток. Судно построено Guangzhou Shipyard International Company по заказу министерства природных ресурсов КНР. Оно может преодолевать лед толщиной до 1 м.
НИС сможет в зимний период выполнять мониторинг и исследования морской среды в замерзающих морях, проводить спасательные работы. Летом на его борту возможно выполнение научных исследований в полярных регионах. Судно оснащено различным оборудованием, способным проводить комплексные исследования океанической среды, включая изучение морского льда, геофизических и атмосферных условий.
Еще одно китайское исследовательское судно с ледовым классом, переданное в эксплуатацию совсем недавно (в декабре 2024 года), — Tan Suo San Hao. Строительство судна для Института глубоководных наук и техники Китайской академии наук длилось чуть больше года: оно было заложено летом 2023-го.
Tan Suo San Hao имеет длину 104 м, вмещает 80 человек, а специальная конструкция носа и кормы позволяет пробивать лед толщиной до 1,2 м. Данный ледокол будет использоваться в первую очередь для проведения глубоководных исследований с использованием беспилотных аппаратов.
В планах Китая строительство судна, способного преодолевать лед толщиной более 2 м.
США
Антарктическую программу США (USAP), которой руководит Национальный научный фонд (NSF), обеспечивают на данный момент два судна — ледокол Polar Star (находится в ведении Береговой охраны) и научно-исследовательское судно-ледокол Nathaniel B. Palmer. Последний был построен в 1992 году, на его борту могут разместиться 45 ученых и 22 члена экипажа.
Nathaniel B. Palmer способен преодолевать лед толщиной до 1 м, на борту судна имеется оборудование, позволяющее проводить такие работы, как бурение, сейсморазведка, отбор проб, исследования при помощи БПЛА и автономных летательных аппаратов. Есть место для размещения вертолетов. В среднем судно находится в плавании 240 дней в году.
Polar Star был построен в 1976 году и является единственным тяжелым ледоколом США. Его задействуют в первую очередь для обеспечения научных станций.
Для пополнения ледокольного флота страны, в том числе научного, была разработана программа Polar Security Cutter, в рамках которой первый контракт был подписан в 2019 году. Планировалось, что компания VT Halter Marine (выкуплена Bollinger Shipyards в 2022 году из-за финансовых проблем) начнет передавать ледоколы в эксплуатацию с 2024 года. Однако в итоге срок сдачи первого ледокола перенесен на 2029 год.
Кроме того, в декабре 2024 года для усиления своего присутствия в Арктике Береговая охрана США приобрела у дочерней компании Edison Chouest Offshore ледокольное буксирное судно-снабженец Aiviq, построенное в 2012 году. Уточняется, что судно будет переоборудовано под нужды Береговой охраны и переименовано в USCGC Storis.
Германия
На протяжении последних 43 лет единственным немецким исследовательским ледоколом был Polarstern, который курсировал как в Арктике, так и в Антарктике. Судно было введено в эксплуатацию в 1982 году и имеет действующую классификацию до 2027 года.
В декабре 2024 года стало известно, что новый немецкий исследовательский ледокол будет построен компанией ThyssenKrupp Marine Systems, заключившей контракт с Институтом полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера (AWI). Передано заказчику судно будет в 2030 году. Стоимость строительства оценивается 1,185 млрд евро. Судно получит имя Polarstern II.
Длина нового исследовательского ледокола составит около 160 м, ширина — более 27 м. На борту смогут расположиться от 60 до 90 исследователей, а также экипаж из 50 человек. Уточняется, что новое судно будет обладать более высокими ледокольными характеристиками, чем его предшественник. Оно сможет находиться в плавании более 300 дней в году в условиях меняющихся ледовых и погодных условий. НИС будет работать на зеленом метаноле.
На борту Polarstern II будут размещены беспилотники, роботы для погружения на дно, а также для глубоководного бурения отложений. Роботизированные системы могут быть развернуты на глубине до 6 тыс. м. Новый Polarstern, как и его предшественник, продолжит пополнять запасы немецкой полярной станции Ноймайер III в Антарктиде.
Норвегия
Норвежское научно-исследовательское судно ледового класса Kronprins Haakon считается одним из самых передовых в мире. Судно, оснащенное 15 стационарными и 3 контейнерными лабораториями, предназначено для отслеживания экологических и климатических условий в морских районах Арктики и Антарктики.
Kronprins Haakon оборудовано гидролокатором, который может предоставить информацию о деталях морского дна. На борту находятся дистанционно управляемый подводный аппарат, способный опускаться на глубину до 6 тыс. м, вертолетная палуба, сейсмическое и траловое оборудование. На судне также есть «лунный бассейн», который позволяет открывать люк в днище и отправлять оборудование в воду, даже если судно заковано в лед.
Конструкция носа ледокола в сочетании со значительной пропульсивной мощностью позволяет судну поддерживать устойчивую скорость 3,5 узла при движении сквозь сплошной лед толщиной до 1 м.
Kronprins Haakon принадлежит Норвежскому полярному институту. Оно было построено на верфи Fincantieri в Генуе (Италия) и передано заказчику в 2018 году. Исследовательское судно вмещает 55 человек в 38 каютах, включая экипаж из 15–17 человек.
Старший научный сотрудник отдела ледовых качеств судов ААНИИ Алексей Чернов:
— Для того чтобы изучать Арктику или Антарктиду, необходимы специфические суда. К такому флоту предъявляется огромное количество требований. Из особенностей — большое количество людей на борту, широкая номенклатура грузов, которые перевозятся, возможность проведения грузовых операций в произвольных условиях без всякого оборудования на берегу, высокие мореходные ледовые качества. Например, наши суда работают и в Арктике, и в Антарктиде. Выходя из Санкт-Петербурга, они пересекают наиболее жаркие места планеты, приходят в самый штормовой район Мирового океана — Южный океан, а потом попадают в Антарктиду, где отрицательная температура и достаточно толстый лед. И все эти внешние климатические условия, безусловно, воздействуют на судно.
Великобритания
Sir David Attenborough — научно-исследовательское судно, принадлежащее Совету по исследованию окружающей среды и эксплуатируемое Британской антарктической службой как в научных целях, так и для логистической поддержки. Строительство было завершено в 2020 году.
Как и на норвежском судне Kronprins Haakon, на борту Sir David Attenborough размещен «лунный бассейн», представляющий собой вертикальную шахту размером 4×4 м, которая проходит через всю центральную конструкцию судна, что позволяет поднимать и опускать оборудование как бы изнутри, а не с палубы.
Sir David Attenborough может развернуть ряд автономных и дистанционно управляемых аппаратов в полярных регионах. Они делятся на две отдельные категории: автономные подводные аппараты (AUV) и дистанционно управляемые аппараты (ROV).
AUV предварительно запрограммированы с инструкциями о том, куда плыть и какие условия измерять. Затем они возвращаются в заранее определенное место, где их забирает исследовательское судно. В отличие от AUV, ROV остаются привязанными к исследовательскому судну и могут передавать данные, в том числе видеоматериалы, в режиме реального времени обратно исследователям. Это позволяет проводить точный отбор проб и эксперименты в тех областях, куда водолазы не могут зайти.
На борту судна оборудованы различные стационарные лаборатории: под эти цели отведено 750 кв. м. НИС также может вместить до 17 контейнерных лабораторий.
В феврале 2022 года судно Sir David Attenborough столкнулось в Антарктике с двухлетним льдом, который оно не смогло преодолеть самостоятельно. На помощь исследовательскому судну пришел французский круизный лайнер с ледовым классом Le Commandant Charcot, который открыл проход для Sir David Attenborough. Однако ледовые условия ухудшились, и британскому судну в итоге пришлось искать новую точку высадки для доставки научного груза.
Канада
Несмотря на то, что Канада располагает вторым по численности ледокольным флотом в мире, современное исследовательское оборудование есть только на одном из судов — Amundsen. Оно было модернизировано в арктический исследовательский ледокол в 2002 году.
Для усиления присутствия Канады в Арктике в 2021 году правительство страны объявило о строительстве двух новых ледоколов. Будущие суда получили имена Arpatuuq и Imnaryuaq. Одно будет построено компанией Vancouver Shipyards (Seaspan), а второе — Chantier Davie Canada.
Новые суда, построенные для Береговой охраны Канады (CCG), будут задействованы для проведения круглогодичных операций в Арктике и исследований, связанных с изменением климата, а также смогут работать в более высоких широтах. Оба судна по своей мощности и оснащенности должны превзойти ледокол Louis S. St-Laurent, являющийся на данный момент самым большим в стране. Власти Канады рассчитывают, что хотя бы один новый ледокол будет сдан к 2030 году, когда из эксплуатации будет выведен Louis S. St-Laurent.
Южная Корея
Южная Корея для снабжения своих станций в Антарктиде, а также для проведения исследований в Арктике задействует ледокол Araon, введенный в эксплуатацию в 2009 году. В его строительство в свое время было вложено $100 млн. Ледокол, предназначенный для работы в условиях многолетнего льда толщиной в 1 м, числится на балансе Корейского полярного научно-исследовательского института (KOPRI).
В рамках расширения программы исследований в Антарктиде Южная Корея ведет строительство еще одного научного судна ледового класса. Стоимость работ оценивается в $205 млн. Ожидается, что судно водоизмещением 15 тыс. тонн сможет преодолевать лед толщиной 1,5 м.
Австралия
Тяжелый ледокол Nuyina был спроектирован для Австралии с целью снабжения баз в Антарктике, а также для проведения исследовательских и научных работ. Первоначальная концепция была разработана датской инжиниринговой компанией Knud E Hansen, а проектированием и строительством судна руководила Damen Group на своей верфи в Румынии. Судно было передано заказчику 19 августа 2021 года.
На борту Nuyina могут разместиться 116 ученых и 32 члена экипажа. Судно может использовать широкий спектр транспортных средств, включая вертолеты, десантные баржи и амфибийные грузовики для поддержки операций по снабжению. На судне есть «лунный бассейн», а гибридная двигательная установка обеспечивает как высокую мощность, так и бесшумный ход для научных операций. Стоимость строительства Nuyina составила $528 млн.
Ледокол эксплуатируется компанией Serco под руководством Австралийского антарктического управления (AAD). Стоит отметить, что практически с самого начала на судне выявился ряд проблем. Так, во время одной из миссий по пополнению запасов в Антарктиде возникли технические проблемы с кранами, установленными на ледоколе. В итоге не весь объем грузов был доставлен на станцию. В 2021 году, еще до официального ввода в эксплуатацию, были выявлены неисправности двигателя, а во время первого рейса в Антарктиду зафиксированы сбои в программном обеспечении. В сезоне 2022/2023 судно не эксплуатировалось, так как находилось в ремонте по гарантии.