1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Добрый знак: в порт пришел аммиак

24 декабря 2024   08:00

Добрый знак: в порт пришел аммиак

"Порт Фавор". Фото компании

Несмотря на то, что аммиак не является подсанкционным товаром, в связи со сложившейся геополитической ситуацией экспортировать его из России в последние три года стало затруднительно из-за того, что до 2022 года он перегружался в портах недружественных стран. А собственных терминалов в России не было, во многом по причине излишне жесткого регулирования.

Член совета директоров АО «Морцентр-ТЭК» Денис Илатовский:

Денис Илатовский

— Строительство терминалов по перевалке удобрений в России было запрещено с 2015 до конца 2020 годов по требованиям Водного кодекса. В результате часть грузовой базы по удобрениям (в т. ч. жидким) переваливалась в Прибалтике и на Украине, где не было таких жестких законодательных норм. Благодаря поправкам в Водный кодекс, которые были инициированы РСПП, РАПУ и АСОП, новое строительство и модернизация химических терминалов в водоохранной зоне стали возможными. Крупнейшие примеры нового строительства — «Порт Фавор» для грузов «Еврохима» и «Тольятти Азот» для «Уралхима». Терминал для грузов «Еврохима» имеет большой потенциал, но характер груза требует особо ответственного проектирования, строительства и эксплуатации, поэтому запуск производится по частям.

Отметим, что аммиачный терминал в Тамани пока не функционирует из-за соображений безопасности, а терминал «Порт Фавор» в порту Усть-Луга был запущен в декабре 2024 года. Первая линия терминала в Усть-Луге предполагает отгрузку до 1 млн тонн аммиака в год, впоследствии, в 2026 году, этот объем планируется увеличить до 1,5 млн тонн. Отгрузки аммиака через новый терминал уже идут. Как прокомментировал генеральный директор АО «Портовый Альянс» Михаил Кузнецов, выход терминала на полную мощность позволит обеспечить половину экспортных отгрузок аммиака, существовавших до 2022 года. Пока аммиак на «Порт Фавор» доставляют автоцистернами, но с мая 2025 года начнется прием грузов железнодорожным транспортом.

Руководитель направления консалтинга NEFT Research Александр Котов:

Александр Котов

— По прогнозу экспертов, к 2030 году производство аммиака в мире увеличится до 215–220 млн тонн. Терминал в Тамани построен и готов к перевалке, но в эксплуатацию не вводится ввиду опасности террористических атак со стороны соседнего государства. В настоящее время единственной работающей мощностью по перевалке аммиака является запущенная 13 декабря в Ленинградской области первая очередь терминала «Порт Фавор». 

Как прокомментировал «ПортНьюс» аналитик компании «Имплемента» Егор Козлов, экспортный потенциал РФ по аммиаку в среднесрочной перспективе не превысит 3 млн тонн в год. Основным ограничивающим фактором остается отгрузочная инфраструктура. До перекрытия каналов поставок российского аммиака на внешние рынки в 2022 году сумма мощностей производства торгуемого аммиака в России составляла порядка 6 млн тонн в год, объем экспортных поставок в среднем находился на уровне 4 млн тонн в год. На текущий момент часть мощностей переориентирована на производство карбамида. 

Аналитик компании «Имплемента» Егор Козлов:

Егор Козлов

— Перспективными для экспорта российского аммиака являются рынки Марокко, Турции, Индии и Европы. Исторически крупнейшими рынками для российского аммиака являлись Марокко, Турция и страны Европы, географически близкие к российским производителям. Однако после сокращения экспорта из России потребители в этих странах переориентировались на прочих поставщиков — в первую очередь с Ближнего Востока и из Америки. Российские производители, вероятно, будут стараться вернуть доли на этих рынках (с поправкой на санкционную повестку — на текущий момент аммиак не является подсанкционным продуктом), поскольку поставки на более удаленные рынки экономически менее выгодны. 

По мнению аналитика, главным ограничением для экспорта аммиака сейчас является отсутствие экспортных терминалов достаточной мощности. Другая важная особенность российского экспорта аммиака — значительная удаленность крупнейших производителей от портовой инфраструктуры, не свойственная прочим большим экспортерам аммиака в мире. 

«Затраты на сухопутную логистику до экспортных терминалов для крупнейших российских производителей аммиака оказываются сравнимы с себестоимостью на воротах завода, однако при исторических и текущих уровнях цен на аммиак маржинальность действующих российских производств остается высокой», — указывает Егор Козлов.

Подводя итог, можно утверждать, что запуск новых портовых мощностей по экспорту аммиака — насущная необходимость. В противном случае вернуть себе потерянную долю мирового рынка российским производителям будет практически невозможно. А рынок этот, скорее всего, будет расти по мере роста населения мира и, соответственно, потребности в удобрениях.

Справочно

По данным NEFT Research, производство аммиака в 2023 году в мире составило 197 млн тонн. Основные производители: Китай — 68 млн тонн, Индия — 18,7 млн тонн, Россия — 17,1 млн тонн, США — 16,8 млн тонн. При этом аммиак не является конечным торговым продуктом для большинства заводов-производителей, а перерабатывается в продукцию с более высокой добавленной стоимостью. Основное направление переработки в 2023 году в мире: карбамид — 112 млн тонн, аммиачная селитра — 20 млн тонн, комплексные удобрения — 13 млн тонн. При этом международная торговля аммиаком составила в прошлом году всего 15 млн тонн (меньше 8% от производства). Основные поставщики на мировой рынок: Тринидад и Тобаго — 3,5 млн тонн, Саудовская Аравия — 2,6 млн тонн, Индонезия — 1,8 млн тонн. Крупнейшие импортеры: Индия — 2,5 млн тонн, Марокко — 1,6 млн тонн, Южная Корея — 1,1 млн тонн. Крупнейшие в России производители — это холдинги, выпускающие азотные и сложные удобрения: «Уралхим», «Еврохим», «Фосагро» и «Акрон».

Автор

Виталий Чернов

news@portnews.ru