Парламент Индии в скором времени рассмотрит сразу три законопроекта о развитии судоходного сектора страны: «О торговом судоходстве», «О каботажном судоходстве» и «Об индийских портах». Издание Policy Circle отмечает, что эти законодательные акты направлены на модернизацию нормативно-правовой базы страны и приведение морской отрасли в соответствие с мировыми стандартами.
Роль флота в экономике Индии
Судоходная отрасль Индии обслуживает около 95% всего объема торговли страны. В стране вдоль протяженной береговой линии (7,5 тыс. км) расположено 12 крупных и более 200 небольших морских портов, большая часть из которых предназначена для обслуживания пассажиров или рыбаков. Совокупный грузооборот морских портов Индии оценивается в объеме от 1,6 до 2,4 млрд тонн в год.
Справочно
Крупные морские порты Индии: Кандла, Мумбаи, Мормугао, Нью-Мангалор, Кочин, Ченнаи, Камараджар, Тутикорин, Вишакхапатнам, Парадип, Калькутта, Нава-Шева.
Несмотря на свое стратегическое расположение на мировых торговых путях, доля Индии на мировом рынке судостроения составляет от 0,06% до 1%. Развитию этого сектора экономики в Индии, по оценкам экспертов, препятствуют пробелы в инфраструктуре и высокие логистические издержки. Вместе с тем правительство страны поставило амбициозную цель войти в пятерку стран-лидеров по судостроению. Поэтому правительственные инициативы, такие как Maritime India Vision — 2030 и предлагаемые законодательные реформы, направлены модернизацию морского сектора и повышение его глобальной конкурентоспособности.
Под флагом Индии
Проект закона о торговом судоходстве 2024 года приходит на смену устаревшему закону от 1958 года и является масштабной реформой отрасли. Одним из его наиболее заметных изменений является расширение права на регистрацию судов под флагом Индии.
Новые положения позволяют юридическим субъектам, таким как граждане Индии за рубежом (OCI), нерезиденты Индии (NRI) и товарищества с ограниченной ответственностью (LLP), владеть судами и регистрировать их под индийским флагом. Это представляет собой отход от более ранних правил, которые ограничивали регистрацию судов только компаниями, которые находятся в полной собственности индийских граждан. Действовавшее ранее ограничение сдерживало иностранные инвестиции и снижало конкурентоспособность Индии в мировом судоходстве. Расширяя юридические рамки собственности, новый законопроект призван привлечь инвестиции и увеличить количество судов, зарегистрированных под флагом Индии.
Кроме того, законопроект упрощает финансовые и процедурные проблемы, связанные с приобретением судов. В частности, для судов, приобретенных по контрактам бербоут-чартера, появится возможность регистрировать суда до момента окончательной передачи права собственности. Эта корректировка облегчает финансовое бремя, позволяя производить поэтапные платежи без немедленной полной оплаты.
Законопроект также нацелен на улучшение условий труда и жизни моряков. Впервые в законе предусмотрены положения об укреплении прав моряков, включая четкие процедуры возвращения брошенных членов экипажа судов и регламенты для решения проблем с небезопасными судами.
Еще одним важным аспектом предлагаемого законодательства станет экологическая устойчивость. В него будут включены обязательные требования к страхованию и специальный фонд для компенсации ущерба от загрязнения нефтью. Власти Индии также получат полномочия контролировать и штрафовать суда, представляющие экологические риски, гарантируя, что рост морского судоходства будет сопровождаться экологической ответственностью судовладельцев и операторов флота.
Индийский каботаж
Второй законопроект — «О каботажном судоходстве» — направлен на возрождение в Индии этого сегмента судоходства путем упрощения правил и его интеграции с внутренними водными путями страны. Значительным изменением, внесенным этим законопроектом, является отмена требования о наличии общей торговой лицензии для судов под флагом Индии, занимающихся каботажными перевозками.
Одним из аспектов данного законопроекта является положение, которое позволяет речным судам работать в прибрежных водах и морским судам заходить в реки. Такая интеграция снижает необходимость в дорогостоящей перевалке грузов между различными типами судов, обеспечивая удобную логистику для перемещения грузов внутреннего следования. Включение судов класса «река-море» в такую работу ведет к использованию всего потенциала обширной сети водных путей Индии.
Законопроект также соответствует масштабной цели Индии по укреплению своей отечественной судостроительной отрасли. Поощряя использование судов, построенных на верфях Индии для определенных операций, правительство надеется повысить судостроительные мощности страны, которые в настоящее время значительно отстают от мировых лидеров.
Порты Индии
Третий отраслевой законопроект 2024 года — «Закон о портах Индии» — направлен на замену аналогичного закона, принятого еще в 1908 году. Важной новеллой станет интеграция планирования в сегменте портовой деятельности между центральным правительством и правительствами штатов. Законопроект вводит новую консультативную структуру, которая будет контролировать развитие портовой инфраструктуры для поддержания общих экономических целей всей страны.
Ключевым направлением данного законопроекта также является экологическая устойчивость. В нем содержатся положения о предотвращении загрязнения и приведении портовых операций в соответствие с международными экологическими стандартами. Эти меры включают обязательное соблюдение договоров, подписанных Индией.
Законопроект также направлен на устранение неэффективности в текущей системе разрешения трудовых и коммерческих споров. Упрощая процедуры и внедряя механизмы для более эффективного разрешения конфликтов, законопроект обеспечивает привлекательность бизнеса в быстрорастущем портовом секторе Индии.
В целом законопроект об индийских портах призван сделать портовую инфраструктуру страны способной обрабатывать растущие объемы международной и внутренней торговли.
Сохраняются проблемы
Хотя рассмотренные законопроекты знаменуют собой значительный сдвиг в трансформации отрасли, представители морского бизнеса в Индии выражают обеспокоенность по поводу финансового и налогового бремени, которое препятствует ее росту. Ключевой среди них является необходимость освобождения от налога на товары и услуги (GST) для ремонта судов за рубежом. Это по-прежнему остается значительной статьей расходов для индийских судовладельцев.
Кроме того, налоговые льготы на зарплаты морякам могут помочь оптимизировать денежные потоки и сделать судоходную отрасль более привлекательной для квалифицированных специалистов. В случае реализации этих предложений законодательные реформы обеспечат для морской отрасли Индии столь необходимую финансовую стабильность.
Предложение правительства отдать приоритет судам, построенным в Индии, для внутренних водных путей и каботажных операций также должно сопровождаться финансовыми стимулами, считают эксперты. Это поощрит инвестиции в отечественное судостроение и обеспечит долгосрочную устойчивость отрасли.
Все три законопроекта в совокупности устраняют критические пробелы в морской экосистеме Индии, способствуя упрощению ведения бизнеса, интеграции прибрежных и внутренних судоходных систем и содействуя устойчивым операциям. Эти реформы закладывают прочную основу для возрождения морского судоходства Индии.
В материале издания Policy Circle отмечается, что для полной реализации всех возможностей, содержащихся в законопроектах, правительство Индии должно дополнить их финансовыми стимулами и инициативами по взаимодействию со всеми заинтересованными сторонами. При своевременной реализации и совместном подходе эти реформы могут открыть новую эру роста и глобальной конкурентоспособности для сектора судоходства Индии.