Объем перевалки цветных металлов в морских портах падает в связи с переориентацией на внутренний рынок и из-за сложностей с логистикой. Однако некоторые терминалы, несмотря ни на что, нарастили объемы перевалки в 2024 году.
По данным от нескольких мировых аналитических агентств, мировой рынок цветных металлов по итогам 2023 года оценивался в $1,1–1,4 трлн (в оценках рынка есть разночтения). По данным, представленным в ходе Второго международного форума и выставки «Цветные металлы России и СНГ» управляющим аналитиком «Метисследования» Георгием Гончаровым, по итогам первого полугодия 2024 года мировой рынок в денежном выражении сократился на 1,8%, однако за второй квартал вырос на 12,6%, что позволяет по итогам года ожидать прироста в сравнении с 2023 годом.
Основными экспортерами цветных металлов, помимо России, являются Чили, Нидерланды, Китай, Канада, Австралия, Япония, Индия, Норвегия.
При этом в структуре мирового рынка цветных металлов наибольшую долю (по стоимости) занимают продажи меди (42%), за которой следуют алюминий (34%) и с большим отрывом — никель и цинк (по 8%), свинец и олово (по 4%).
По большинству прогнозов, в перспективе до 2030 года мировой рынок вырастет примерно еще в 1,5 раза за счет развития высокотехнологичных отраслей, а также расширения использования цветных металлов (в первую очередь алюминия) в строительстве.
По мнению, высказанному в ходе конференции «НМЗ-Перезагрузка» в ноябре 2024 года директором ассоциации «НСРО Руслом.ком» Виктором Ковшевным, потребление меди в мире будет расти благодаря развитию новых сегментов промышленности, ориентированных на применение этого металла в оборудовании, таких, например, как производство электромобилей, комплектующих для вычислительных мощностей.
Россия же, как ожидается, в ближайшие пять-шесть лет может стать одним из крупнейших производителей меди в мире за счет освоения новых месторождений.
Справочно
Доля России на мировом рынке оценивается в 4% по предложению и менее чем в 2% по потреблению меди. Совокупное производство меди в мире составляет около 22,6 млн тонн в год. Крупнейшими производителями являются Чили, Перу и Конго.
Если говорить об алюминии, то, по словам председателя Алюминиевой ассоциации Ирины Казовской, выступившей на форуме «Цветные металлы России и СНГ», российская алюминиевая отрасль переориентировалась на внутренний рынок. Так, экспорт алюминиевых продуктов и полуфабрикатов (включая готовые изделия из первичного и вторичного алюминия) по прогнозу на 2024 год по сравнению с 2021 годом снизится в 7 раз. А внутреннее потребление по итогам года, напротив, как ожидается, вырастет по сравнению с 2021 годом на 28%, до почти 1,24 млн тонн. При этом внутри страны алюминий все больше используется, среди прочего, в судостроении и производстве грузовой тары, например рефконтейнеров.
Учитывая, что упомянутые проекты по производству меди пока не запущены, а экспорт алюминиевой продукции снижается из-за роста внутреннего потребления, в целом перевалка цветных металлов через морские порты пока сокращается. Так, по данным за девять месяцев 2024 года, падение перевалки составило 18% год к году, до примерно 2 млн тонн (при этом перегрузка российских цветных металлов через иностранные порты прибалтийских государств практически обнулилась).
Но есть и исключения. Так, в этом году, в отличие от предыдущего, все же отмечен прирост перевалки в порту Дудинка и на терминале «Газпром Транссервис» в порту Темрюк (перегрузка алюминия). В Темрюке при этом наблюдалось одновременное сокращение перевалки цветных металлов через терминал «Новорослесэкспорт», который сосредоточился на работе с контейнерными грузами.
Если говорить о Дудинке, то это — груз «Норникеля», который за предыдущие годы много инвестировал в модернизацию собственной портовой инфраструктуры и флота. В соответствии с заявленными планами компании, объем перевозок продукции к 2028‒2030 годам по Севморпути планируется увеличить почти в два раза — до 3 млн тонн в год. При этом «Норникель» обладает и собственным транспортным флотом ледового класса Arc7, насчитывающим шесть судов. Рост отгрузок «Норникеля» на фоне всеобщего снижения лишний раз подчеркивает важность наличия собственной инфраструктуры по всей цепочке — от производства до отгрузки на морском терминале и дальнейшей транспортировки.
Из перспективных проектов в морских портах можно выделить проект отгрузочного терминала на мысе Наглейнын (порт Певек), через который предполагается отгружать продукцию Баимского горно-обогатительного комбината, ориентированного на производство меди. Мощность терминала рассчитана на 2 млн тонн продукции в год. Основной проблемой при реализации этого проекта, на наш взгляд, станет строительство трех балкеров ледового класса дедвейтом по 38 тонн каждый.
Можно также упомянуть и проект терминала в порту Индига, через который, в числе прочего, предполагается перегружать титан и другие полезные ископаемые с Пижемского месторождения «Руститана». Однако перспективы и сроки реализации этого проекта, которые зависят от строительства соответствующей железнодорожной инфраструктуры, пока достаточно туманны.
Таким образом, до запуска Баимского ГОКа мы вряд ли увидим какой-либо существенный рост отгрузок цветных металлов через морские порты, хотя отдельные точки роста, такие как Дудинка, вполне смогут себя проявить.