Будущее портовой логистики: как цифровизация меняет управление инфраструктурой с помощью частной сети LTE
Цифровизация является одним из ключевых факторов развития любого бизнеса, включая морские порты, играющие важную роль в международной торговле. Существует несколько цифровых технологий, способных преобразовать операционную деятельность порта и сделать ее более масштабируемой, устойчивой, прозрачной.
Одна из таких технологий ― единая коммуникационная платформа на базе частной сети LTE, которая в дальнейшем способна трансформироваться в 5G. Такая сеть позволяет заменить или дополнить существующие разрозненные системы связи, которые затрудняют эксплуатацию терминалов и увеличивают совокупную стоимость их владения.
Основной задачей внедрения частной сети является создание единого цифрового ландшафта, интегрирующего все бизнес-процессы порта. Это позволяет обеспечить надежную связь между различными элементами инфраструктуры терминала: портальными кранами, вилочными погрузчиками, ричстакерами и другой подвижной техникой.
Как именно применяются частные сети и какие возможности открывают перед бизнесом, можно посмотреть на опыте МегаФона ПроБизнес, который уже реализовал несколько проектов по цифровизации портов.
Какие задачи решает цифровизация
Одно из главных преимуществ применения частных сетей LTE и других цифровых решений ― возможность оптимизировать процессы обработки грузов. Это позволяет увеличить пропускную способность порта без дополнительных инвестиций в инфраструктуру, повысить его эффективность, снизить издержки на ремонт оборудования и транспорта, повысить безопасность работы.
Обо всем по порядку.
Увеличение пропускной способности с помощью аналитики данных
Как мы уже говорили выше, на базе частной сети LTE можно организовать единую аналитическую платформу. Она будет состоять из сетевой инфраструктуры, ПО, систем машинного зрения и IoT-датчиков, что позволит в режиме реального времени собирать, обрабатывать и анализировать данные с разных устройств — например, технические характеристики судов, уровень воды и другие ключевые параметры, влияющие на скорость загрузки/разгрузки. Это позволит оперативно принимать решения и оптимизировать работу.
Например, информация о загруженности терминалов и погодных условиях позволяет системе автоматически корректировать планы и менять маршруты передвижения грузов по территории порта, минимизируя время на их транспортировку. Подобные меры могут увеличить скорость оборачиваемости судов на 30% и значительно повысить грузооборот.
Снижение затрат за счет прогнозирования ремонта и повышения эффективности труда
Вторая ключевая задача, выполнению которой способствует цифровизация, ― это снижение издержек за счет предупреждения ремонта.
С помощью данных о состоянии оборудования, уровне износа техники, вибрации, температуре и других показателей можно прогнозировать поломки и заранее планировать ремонтные работы, что существенно снижает время простоя, экономит ресурсы и оптимизирует процесс технического обслуживания. Также качественная бесперебойная связь между оборудованием и системами управления может снизить расход топлива на 5–10% благодаря оптимизации логистики внутри терминала.
Кроме того, аналитическая платформа помогает контролировать работу персонала и повышать его производительность. Во-первых, системы машинного зрения и датчики позволяют отслеживать перемещение сотрудников по территории. Во-вторых, платформа собирает данные о скорости выполнения операций, обеспечивает оперативную обратную связь и координацию действий персонала в режиме реального времени.
Все это помогает выявлять и устранять неэффективные процессы, контролировать нахождение персонала в рабочих зонах и корректировать процесс выполнения задач.
Усиление безопасности персонала и грузов благодаря мониторингу и контролю доступа
Цифровые системы мониторинга также можно использовать для обеспечения безопасности. Они позволяют быстрее реагировать на угрозы и принимать меры. Например, интеграция с автоматическими системами контроля доступа может снизить количество случаев нарушения безопасности на 20–40%. Еще это гарантирует, что сотрудники будут работать только в разрешенных зонах. А аналитика рабочей загрузки предотвращает ошибки и аварии, связанные с перегрузкой или переработкой. Причем использование мобильных устройств, подключенных через LTE-сеть, для мониторинга уровня усталости и наличия опасных условий может снизить риски травм и несчастных случаев на 15–25%.
К тому же в вопросе безопасности не обойтись без видеонаблюдения, ведь современные технологии позволяют:
- контролировать зоны въезда и выезда, береговые линии, погрузочно-разгрузочные площадки, зоны с повышенным уровнем опасности и т. д.;
- автоматически выявлять и оповещать о подозрительных действиях и аномалиях в реальном времени;
- проводить удаленные проверки состояния контейнеров и инвентаризацию без физического присутствия персонала.
Процесс цифровизации порта
Цифровизация морского порта включает следующие этапы:
- строительство беспроводной инфраструктуры для передачи данных;
- оборудование порта датчиками и IoT-устройствами;
- внедрение в аналитическую платформу или интеграция с существующими системами управления;
- обучение персонала и адаптация рабочих процессов.
О некоторых этапах далее поговорим подробнее.
Выбор и организация беспроводной инфраструктуры для безопасной передачи данных
Одним из ключевых аспектов цифровизации портов является выбор беспроводной сетевой инфраструктуры, способной поддерживать бесперебойную работу IoT-устройств, видеонаблюдения, систем мониторинга и другого оборудования, для создания базы для единой платформы по управлению портовыми операциями.
Обычно для таких задач сначала подключают Wi-Fi. Он хорошо работает в компактных и контролируемых зонах, однако его сигнал затухает на больших расстояниях, подвержен интерференции от металлических конструкций и контейнеров, а при перегрузке перестает работать стабильно. Также Wi-Fi уязвим перед внешними кибератаками.
В этом случае на помощь приходит частная сеть LTE. Это локальная беспроводная сеть, использующая стандарты LTE для обеспечения соединения на определенной территории и для конкретного заказчика. Она включает три основные части: базовые станции, транспортную сеть связи и ядро (комплекс ПО).
По сравнению с промышленным Wi-Fi, частная сеть выигрывает по мощности, стабильности, скорости и качеству передачи данных, бесшовности покрытия, проникающей способности, мобильности, безопасности, отказоустойчивости, так как является самодостаточной и не зависит от внешних факторов и публичной сети. К примеру, в практике команды МегаФона ПроБизнес был случай, когда целый субъект России был обесточен из-за крупной аварии на линиях электропередач. При этом частная сеть LTE продолжала работать, потому что было предусмотрено резервное питание как для радиопокрытия, так и для ядра системы.
Эксперты МегаФона ПроБизнес считают, что только гибкий подход и комбинация Wi-Fi с частной сетью LTE обеспечивают высокую производительность, безопасность и адаптивность портовой инфраструктуры, что особенно важно в быстро меняющихся условиях работы.
Обеспечение датчиками и установка аналитической платформы
Вторым ключевым аспектом является установка камер и датчиков на всех объектах порта, включая оборудование и транспортные средства. Они будут собирать необходимую информацию и передавать ее на аналитическую платформу, интегрированную с частной сетью LTE.
Как правило, подобный подход уже давно успешно используется при работе на контейнерных терминалах, но в последнее время нашел применение при управлении специализированными терминалами, работающими с навалочными (уголь, руда, минеральные удобрения, зерновые) и наливными грузами, включая нефть, нефтепродукты и сжиженные газы.
Например, на терминалах для перевалки наливных грузов критически важны непрерывный мониторинг давления и температуры в резервуарах, контроль за состоянием трубопроводов и систем хранения. Аналитическая платформа с помощью сенсоров позволяет отслеживать эти данные в реальном времени и реагировать на любые отклонения значительно быстрее, предотвращая аварии.
На терминалах, работающих с навалочными грузами, датчики следят за состоянием ленточных конвейеров и другой погрузочно-разгрузочной техникой. В случае обнаружения аномалий система может автоматически останавливать оборудование или уведомлять оператора, что минимизирует риск простоев и увеличивает общую производительность.
Выводы
Таким образом, цифровизация порта на базе LTE может стать ключевым фактором повышения эффективности работы и снижения издержек. Она позволит улучшить пропускную способность порта, предупредить перерасход денежных средств и повысить безопасность. К тому же интеграция частной сети LTE в дальнейшем позволит создать условия для внедрения новых цифровых технологий: предиктивной аналитики, дистанционного управления техникой и автоматизированной логистической системы.
По оценкам международного аналитического агентства Research and Markets, в 2023 году глобальный рынок частных сетей LTE оценивался в 4,42 млрд долларов США и, как ожидается, достигнет 25,66 млрд в 2030 году. В то же время исследование Counterpoint Research прогнозирует еще более высокие темпы роста: с 2,5 млрд долларов в 2022 году до 21,8 млрд к концу 2030 года. Все это указывает на значительный потенциал для дальнейшего развития в различных отраслях, включая транспорт и логистику.
Если хотите узнать больше о применении PLTE в вашем бизнесе, свяжитесь с командой МегаФона ПроБизнес для обсуждения деталей и составления плана по внедрению цифровых решений.
Реклама: ПАО «МегаФон» ИНН 7812014560 ERID: LjN8KNn5r