![](../../../upload/comments/rtf/rtfimage_648327832_lus.jpg)
Будущее портовой логистики: как цифровизация меняет управление инфраструктурой с помощью частной сети LTE
Цифровизация является одним из ключевых факторов развития любого бизнеса, включая морские порты, играющие важную роль в международной торговле. Существует несколько цифровых технологий, способных преобразовать операционную деятельность порта и сделать ее более масштабируемой, устойчивой, прозрачной.
Одна из таких технологий ― единая коммуникационная платформа на базе частной сети LTE, которая в дальнейшем способна трансформироваться в 5G. Такая сеть позволяет заменить или дополнить существующие разрозненные системы связи, которые затрудняют эксплуатацию терминалов и увеличивают совокупную стоимость их владения.
Основной задачей внедрения частной сети является создание единого цифрового ландшафта, интегрирующего все бизнес-процессы порта. Это позволяет обеспечить надежную связь между различными элементами инфраструктуры терминала: портальными кранами, вилочными погрузчиками, ричстакерами и другой подвижной техникой.
Как именно применяются частные сети и какие возможности открывают перед бизнесом, можно посмотреть на опыте МегаФона ПроБизнес, который уже реализовал несколько проектов по цифровизации портов.
![](../../../upload/comments/rtf/rtfimage_70259868438_pxx.jpg)
Какие задачи решает цифровизация
Одно из главных преимуществ применения частных сетей LTE и других цифровых решений ― возможность оптимизировать процессы обработки грузов. Это позволяет увеличить пропускную способность порта без дополнительных инвестиций в инфраструктуру, повысить его эффективность, снизить издержки на ремонт оборудования и транспорта, повысить безопасность работы.
Обо всем по порядку.
Увеличение пропускной способности с помощью аналитики данных
Как мы уже говорили выше, на базе частной сети LTE можно организовать единую аналитическую платформу. Она будет состоять из сетевой инфраструктуры, ПО, систем машинного зрения и IoT-датчиков, что позволит в режиме реального времени собирать, обрабатывать и анализировать данные с разных устройств — например, технические характеристики судов, уровень воды и другие ключевые параметры, влияющие на скорость загрузки/разгрузки. Это позволит оперативно принимать решения и оптимизировать работу.
Например, информация о загруженности терминалов и погодных условиях позволяет системе автоматически корректировать планы и менять маршруты передвижения грузов по территории порта, минимизируя время на их транспортировку. Подобные меры могут увеличить скорость оборачиваемости судов на 30% и значительно повысить грузооборот.
Снижение затрат за счет прогнозирования ремонта и повышения эффективности труда
Вторая ключевая задача, выполнению которой способствует цифровизация, ― это снижение издержек за счет предупреждения ремонта.
С помощью данных о состоянии оборудования, уровне износа техники, вибрации, температуре и других показателей можно прогнозировать поломки и заранее планировать ремонтные работы, что существенно снижает время простоя, экономит ресурсы и оптимизирует процесс технического обслуживания. Также качественная бесперебойная связь между оборудованием и системами управления может снизить расход топлива на 5–10% благодаря оптимизации логистики внутри терминала.
Кроме того, аналитическая платформа помогает контролировать работу персонала и повышать его производительность. Во-первых, системы машинного зрения и датчики позволяют отслеживать перемещение сотрудников по территории. Во-вторых, платформа собирает данные о скорости выполнения операций, обеспечивает оперативную обратную связь и координацию действий персонала в режиме реального времени.
Все это помогает выявлять и устранять неэффективные процессы, контролировать нахождение персонала в рабочих зонах и корректировать процесс выполнения задач.
Усиление безопасности персонала и грузов благодаря мониторингу и контролю доступа
Цифровые системы мониторинга также можно использовать для обеспечения безопасности. Они позволяют быстрее реагировать на угрозы и принимать меры. Например, интеграция с автоматическими системами контроля доступа может снизить количество случаев нарушения безопасности на 20–40%. Еще это гарантирует, что сотрудники будут работать только в разрешенных зонах. А аналитика рабочей загрузки предотвращает ошибки и аварии, связанные с перегрузкой или переработкой. Причем использование мобильных устройств, подключенных через LTE-сеть, для мониторинга уровня усталости и наличия опасных условий может снизить риски травм и несчастных случаев на 15–25%.
К тому же в вопросе безопасности не обойтись без видеонаблюдения, ведь современные технологии позволяют:
- контролировать зоны въезда и выезда, береговые линии, погрузочно-разгрузочные площадки, зоны с повышенным уровнем опасности и т. д.;
- автоматически выявлять и оповещать о подозрительных действиях и аномалиях в реальном времени;
- проводить удаленные проверки состояния контейнеров и инвентаризацию без физического присутствия персонала.
![](../../../upload/comments/rtf/rtfimage_23745455991_tpr.jpg)
Процесс цифровизации порта
Цифровизация морского порта включает следующие этапы:
- строительство беспроводной инфраструктуры для передачи данных;
- оборудование порта датчиками и IoT-устройствами;
- внедрение в аналитическую платформу или интеграция с существующими системами управления;
- обучение персонала и адаптация рабочих процессов.
О некоторых этапах далее поговорим подробнее.
Выбор и организация беспроводной инфраструктуры для безопасной передачи данных
Одним из ключевых аспектов цифровизации портов является выбор беспроводной сетевой инфраструктуры, способной поддерживать бесперебойную работу IoT-устройств, видеонаблюдения, систем мониторинга и другого оборудования, для создания базы для единой платформы по управлению портовыми операциями.
Обычно для таких задач сначала подключают Wi-Fi. Он хорошо работает в компактных и контролируемых зонах, однако его сигнал затухает на больших расстояниях, подвержен интерференции от металлических конструкций и контейнеров, а при перегрузке перестает работать стабильно. Также Wi-Fi уязвим перед внешними кибератаками.
В этом случае на помощь приходит частная сеть LTE. Это локальная беспроводная сеть, использующая стандарты LTE для обеспечения соединения на определенной территории и для конкретного заказчика. Она включает три основные части: базовые станции, транспортную сеть связи и ядро (комплекс ПО).
По сравнению с промышленным Wi-Fi, частная сеть выигрывает по мощности, стабильности, скорости и качеству передачи данных, бесшовности покрытия, проникающей способности, мобильности, безопасности, отказоустойчивости, так как является самодостаточной и не зависит от внешних факторов и публичной сети. К примеру, в практике команды МегаФона ПроБизнес был случай, когда целый субъект России был обесточен из-за крупной аварии на линиях электропередач. При этом частная сеть LTE продолжала работать, потому что было предусмотрено резервное питание как для радиопокрытия, так и для ядра системы.
Эксперты МегаФона ПроБизнес считают, что только гибкий подход и комбинация Wi-Fi с частной сетью LTE обеспечивают высокую производительность, безопасность и адаптивность портовой инфраструктуры, что особенно важно в быстро меняющихся условиях работы.
Обеспечение датчиками и установка аналитической платформы
Вторым ключевым аспектом является установка камер и датчиков на всех объектах порта, включая оборудование и транспортные средства. Они будут собирать необходимую информацию и передавать ее на аналитическую платформу, интегрированную с частной сетью LTE.
Как правило, подобный подход уже давно успешно используется при работе на контейнерных терминалах, но в последнее время нашел применение при управлении специализированными терминалами, работающими с навалочными (уголь, руда, минеральные удобрения, зерновые) и наливными грузами, включая нефть, нефтепродукты и сжиженные газы.
Например, на терминалах для перевалки наливных грузов критически важны непрерывный мониторинг давления и температуры в резервуарах, контроль за состоянием трубопроводов и систем хранения. Аналитическая платформа с помощью сенсоров позволяет отслеживать эти данные в реальном времени и реагировать на любые отклонения значительно быстрее, предотвращая аварии.
На терминалах, работающих с навалочными грузами, датчики следят за состоянием ленточных конвейеров и другой погрузочно-разгрузочной техникой. В случае обнаружения аномалий система может автоматически останавливать оборудование или уведомлять оператора, что минимизирует риск простоев и увеличивает общую производительность.
Выводы
Таким образом, цифровизация порта на базе LTE может стать ключевым фактором повышения эффективности работы и снижения издержек. Она позволит улучшить пропускную способность порта, предупредить перерасход денежных средств и повысить безопасность. К тому же интеграция частной сети LTE в дальнейшем позволит создать условия для внедрения новых цифровых технологий: предиктивной аналитики, дистанционного управления техникой и автоматизированной логистической системы.
По оценкам международного аналитического агентства Research and Markets, в 2023 году глобальный рынок частных сетей LTE оценивался в 4,42 млрд долларов США и, как ожидается, достигнет 25,66 млрд в 2030 году. В то же время исследование Counterpoint Research прогнозирует еще более высокие темпы роста: с 2,5 млрд долларов в 2022 году до 21,8 млрд к концу 2030 года. Все это указывает на значительный потенциал для дальнейшего развития в различных отраслях, включая транспорт и логистику.
Если хотите узнать больше о применении PLTE в вашем бизнесе, свяжитесь с командой МегаФона ПроБизнес для обсуждения деталей и составления плана по внедрению цифровых решений.
Реклама: ПАО «МегаФон» ИНН 7812014560 ERID: LjN8KNn5r