Река прирастает пассажирами и грузами
На внутренних водных путях России подходит к завершению навигация 2024 года: в одних бассейнах она уже закрыта, в других это произойдет в ближайшие недели. По предварительным данным, грузоперевозки по ВВП показали рост в 10%, достигнув к ноябрю 90 млн тонн.
В ряде бассейнов уже успели подвести итоги. Так, в Двинско-Печорском, где последний участок реки Северная Двина был закрыт 5 ноября, перевезли более 2,75 млн тонн грузов. Грузоперевозки в Обь-Иртышском бассейне, который является крупнейшем в России, в текущем году увеличились на 6,7% и составили более 13,5 млн тонн. В Амурском бассейне было перевезено более 1,73 млн тонн грузов, в Енисейском и Байкало-Ангарском бассейнах (оба — администрация «Енисейречтранс») — 4,5 млн и 1,6 млн тонн соответственно. Отмечается, что объемы растут за счет развития нефтегазовой промышленности.
Предварительные цифры озвучили в Азово-Донском бассейне, хотя до завершения навигации здесь еще несколько недель: объемы перевезенных грузов показали рост на 26,5% относительно прошлого года, достигнув 7 млн тонн. Грузоперевозки в бассейне увеличились за счет роста транзита, а также благодаря загрузке Усть-Донецкого порта и портопунктов станиц Багаевская и Мелиховская. Перевозки нефтепродуктов из портов, расположенных на Волге, Каме и Каспийском море, в направлении Средиземного и Черного морей выросли на 39%, зерновых грузов — на 17,1%, минерально-строительных — на 60,8%.
ㅤ
Протяженность внутренних водных путей России составляет более 101 тыс. км, гарантированные габариты имеют почти 49 тыс. км.
ㅤ
На Волго-Балте окончание работы гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования, согласно приказу Росморречфлота, запланировано на 15 ноября. При этом в связи с благоприятными погодными условиями и заявками от судовладельцев работа шлюзов будет продлена на несколько дней. По состоянию на 10 ноября 2024 года, в бассейне было перевезено 12,3 млн тонн грузов, основными из которых являются: строительные — 7,5 млн тонн, металл — 1,2 млн тонн, флюсы — 1,5 млн тонн, нефтепродукты — 620,8 тыс. тонн и лес — 509,9 тыс. тонн. Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в администрации бассейна, перевозку грузов в границах Волго-Балта осуществляли более 150 судоходных компаний.
Через шлюзы Беломорско-Балтийского канала, несмотря на перерыв транзитного судоходства с 29 июля по 08 сентября, связанный с происшествием в ходе реконструкции плотины № 23 и проведением восстановительных работ, зафиксирован рост грузопотока. Объем перевозок увеличился на 33,3% и составил 233,96 тыс. тонн.
Как рассказал заместитель руководителя Росморречфлота Федор Шишлаков, план северного завоза жизненно важных грузов на 2024 год был выполнен на 100%: в отдаленные регионы доставлено 1,55 млн тонн.
«Все запланированные грузы были доставлены потребителю. И на всех участках внутренних водных путей, где осуществлялся северный завоз, навигация завершена, навигационная обстановка снята, суда благополучно встали на зимний отстой», — добавил Федор Шишлаков.
По мнению директора по судоходной политике Российской палаты судоходства, председателя Общественного совета при Росморречфлоте Анны Исаевой, потенциал внутреннего водного транспорта на данный момент не реализован в полной мере. Среди основных преимуществ данного вида транспорта она назвала экологичность, безопасность и энергоэффективность. Кроме того, именно водным транспортом возможна перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
«Не стоит забывать и о том, что внутренний водный транспорт способен снимать пиковые нагрузки с железных и автомобильных дорог в летний период», — добавила Анна Исаева.
Росморречфлот рассчитывает в 2027 году увеличить объем перевалки грузов в речных портах на 20% за счет создания перегрузочных центров, так называемых хабов. В текущем году в Республике Татарстан заработал первый такой центр, расположенный в Свияжске. |
Пассажирские перевозки
Продолжают восстанавливаться пассажирские перевозки по рекам России. За 10 месяцев 2024 года рост составил 13% относительно прошлого года и достиг 11 млн человек. С учетом того, что в некоторых регионах навигация все еще продолжается, по итогам года данный показатель будет выше.
«Цифры свидетельствуют о значительном росте интереса к перевозкам по рекам. Наиболее популярные туристические направления: Москва — Санкт-Петербург и маршруты по Волге. В целом на внутренних водных путях в 2024 году эксплуатировалось порядка 100 круизных судов. И что отрадно отметить, эксплуатируется такие суда уже и Сибири, что дает толчок дальнейшему развитию круизного судоходства на сибирских реках», — рассказал заместитель руководителя Росморречфлота Федор Шишлаков.
По мнению директора по судоходной политике Российской палаты судоходства, председателя Общественного совета при Росморречфлоте Анны Исаевой, поскольку в России активно строится круизных флот, в ближайшие годы количество пассажиров должно достичь отметки в 500 тыс. человек (в 2023 году в России было перевезено более 400 тыс. круизных пассажиров — прим. ред.).
Как рассказала директор по развитию ПАО «Московское речное пароходство» Светлана Гончарова, загрузка теплоходов в навигацию 2024 года в летнее время составляла 90% и более. При этом за счет благоприятных погодных условий круизы пользовались спросом среди отдыхающих и в более низкий сезон — весной и осенью.
«Мы в этом году перевезли на 44% больше туристов, чем в прошлом году. Это связано с хорошей погодой, которая стояла с весны по осень. Кроме того, все больше туристов выбирают не круговые рейсы, а в одну сторону. Например, из Москвы в Санкт-Петербург. А обратно добираются на других видах транспорта», — добавила Светлана Гончарова.
Среди основных проблем, с которыми сегодня сталкивается круизная отрасль России, она назвала отсутствие кадров и цены на топливо.
В Волго-Балтийском бассейне в навигацию 2024 года перевозки пассажиров выполняли более 30 круизных компаний. По предварительным итогам, круизным флотом было перевезено 375,9 тыс. человек (в 2023 году — 354,6 тыс.). Услугами компаний, осуществляющих перевозки на скоростном и экскурсионно-прогулочном флоте в Санкт-Петербурге воспользовались 3,8 млн человек (в 2023 году — 3,7 млн человек).
Несмотря на рост круизных туристов, основной функцией водного транспорта остается транспортная, когда пассажиры выбирают короткие рейсы, чтобы попасть из одной точки в другую. Так, пассажироперевозки в Енисейском и Байкало-Ангарском бассейнах внутренних водных путей в навигацию 2024 года выросли на 4% относительно предыдущего года — до 1,88 млн человек. ФБУ «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей» (администрация «Енисейречтранс») обслуживает сегодня 14 пассажирских линий, включая 5 — на Енисее и 9 — на Ангаре и Байкале. В регионе работают 32 паромные переправы. При этом внутренний водный транспорт зачастую является единственным средством сообщения с труднодоступными населенными пунктами.
В Обь-Иртышском бассейне пассажирские перевозки достигли 1,8 млн человек, в Двинско-Печорском — свыше 913 тыс. пассажиров.
Отдельное внимание в 2024 году было уделено межрегиональным скоростным пассажирским перевозкам. Напомним, Минтрансом России была создана соответствующая комиссия, одна из задач которой — выработка механизмов государственной поддержки таких перевозок. В первую очередь решено развивать сообщение на Волге. Был принят проект «Речные магистрали», который планируется реализовать в пять этапов. Скоростное сообщение будет налажено между несколькими регионами, в том числе Нижегородской и Ульяновской область, Республикой Татарстан, Пермским краем и др. Ожидается, что в перспективе нескольких лет развитие скоростных перевозок даст заметный прирост количества пассажиров, выбирающих именно водный транспорт.