С победой (пусть и предварительной) Дональда Трампа на американских выборах противостояние США и Китая лишь возрастет. Важной ключевой точкой в этом противостоянии является Южно-Китайское море, ситуация в котором идет по пути эскалации. При этом через данный регион проходит львиная доля морской торговли Китая, в том числе с Россией.
Значимость Южно-Китайского моря для международной морской торговли сложно переоценить. Ведь через его воды проходит основная часть морских маршрутов на направлении Китай — Европа, Китай — Ближний Восток и Китай — Африка, но что особенно важно для нас — это глубоководные маршруты, связывающие китайские порты с российскими, расположенными на Юге и Балтике.
Напомним, Китай 28 августа 2023 года опубликовал издание своей «стандартной карты» 2023 года, включающей претензии страны на значительную часть Южно-Китайского моря, оказавшуюся внутри девяти пунктирных линий, нанесенных на карты. Вьетнам, Филиппины, Малайзия и Бруней также имеют претензии на районы Южно-Китайского моря.
На фоне эскалации в других регионах мира, таких как Красное море, Ближний Восток, Черное море, — ситуация в Южно-Китайском выпадает из фокуса внимания большинства мировых СМИ (не считая, конечно, стран этого региона). А тем временем за контроль над морем развернулась настоящая «большая игра» между США и их союзниками в данном регионе, с одной стороны, и Китаем и поддерживающими его странами — с другой. Ставки в этой игре велики: тот, кто контролирует данный ключевой маршрут, контролирует и добрую половину мировой торговли.
Особенно важно это именно сейчас, когда на президентских выборах в США предварительно побеждает Дональд Трамп, известный своей жесткой позицией в отношении Пекина (оговоримся, что окончательные результаты американских выборов станут известны лишь в декабре 2024 года после голосования выборщиков). Трамп в свой предыдущий президентский срок развернул торговую войну с КНР и грозится продолжить эту политику. Поэтому можно ожидать, что ситуация вокруг Южно-Китайского моря будет развиваться и далее по пути эскалации.
Китай в своей политике старается избегать прямых вооруженных столкновений, пользуясь широким арсеналом средств относительно мягкой силы. Так, на стороне КНР выступают не только, собственно, корабли ВМФ и Береговая охрана, но и гражданский флот — т. н. Китайская морская милиция.
Эта милиция, если опираться на данные открытых источников, состоит по крайней мере из двух групп судов. Первая насчитывает порядка 100 судов, которые выглядят как рыболовные, но изначально оснащены под выполнение определенных полувоенных операций. Вторая — это т. н. «Магистральный флот Спартли», состоит из реальных рыболовных судов, осуществляющих промысел в районе провинций Хайнань и Гуандун, но их время от времени мобилизуют для выполнения специальных миссий (например, препятствования филиппинским судам). Экипажи таких судов состоят как из рыбаков, так и из ветеранов силовых структур. Финансирование флотов осуществляется посредством субсидий, а также и через прямые выплаты конкретным специалистам и морякам.
Многочисленность этого рыболовного флота, а также тот факт, что на многих судах отсутствуют системы идентификации AIS, делают задачу по его обнаружению и отслеживанию крайне сложной. При этом среди судов Морской милиции есть достаточно крупные, способные эффективно противостоять кораблям береговых охран соперничающих государств.
Помимо морской милиции, контроль в регионе осуществляют корабли Береговой охраны и собственно военно-морских сил.
США действуют также через своих «прокси», а основная масса столкновений в регионе происходит между китайскими судами и филиппинскими.
Оружием в этой необъявленной войне пока выступают морские заграждения, водометы, опасные маневры и в крайних случаях — тараны.
Из последних событий можно отметить следующие. В конце августа 2024 года 40 китайских судов заблокировали попытки филиппинского судна подойти с грузом к спорному рифу в районе островов Спартли. В результате произошло физическое столкновение корабля Береговой охраны Китая с филиппинским судном, которое привело к его повреждению. Это стало первым случаем прямого физического столкновения военного китайского корабля с филиппинским. По заявлению Китая, филиппинское судно Морской полиции, «незаконно» находящееся в акватории вблизи рифа Сяньбинь архипелага Наньша, намеренно протаранило корабль Береговой охраны Китая с его левого борта.
Затем, 27 сентября 2024 года, два китайских ракетных корабля преследовали филиппинские катера вблизи первой отмели Томас в Южно-Китайском море, а китайский вертолет пролетел в опасной близости над филиппинским судном BRP Datu Romapenet.
Ранее, в июле 2024 года, представитель Береговой охраны Филиппин Джэй Тарриэла обвинил Китай в том, что тот разместил «монструозный» корабль в 200-мильной экономической зоне Филиппин, назвав это попыткой запугивания. Речь шла о 165-метровом корабле Береговой охраны Китая.
Еще ранее, в 2023 году, Китай разместил на границах спорных вод в Южно-Китайском море плавучее заграждение, не позволяющее филиппинским рыбакам осуществлять промысел в спорных водах.
При этом Китай имеет в регионе союзников. Так, вместе с кораблями ВМФ России китайский флот проводил совместное патрулирование моря. Последний заход военных кораблей России в эти воды произошел 1 ноября 2024 года, когда отряд кораблей Тихоокеанского флота (ТОФ) в составе корветов «Громкий», «Резкий», «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» и танкера «Печенга» преодолел Малаккский пролив и зашел в Южно-Китайское море.
А в сентябре 2024 года в море были проведены совместные учения КНР с Сингапуром.
США, со своей стороны, в противостоянии с Китаем в регионе опираются на Филиппины, Японию и отчасти Вьетнам. В западной прессе появляются призывы к активизации действий США для противостояния Китаю в борьбе за контроль над спорными акваториями.
Как бы то ни было, уже сам по себе факт напряженности в этих водах — на руку США, поскольку усложняет внешнюю торговлю Китая и делает логистику на соответствующих направлениях более дорогой. Ведь агентства в сфере безопасности стали регулярно включать Южно-Китайское море в зону повышенных рисков для судоходства, что на практике означает повышенные страховые премии, выплаты экипажам и прочие издержки.
Так, агентство Dryad Global в своей последней сводке опасных для судоходства зон заявило, что «развертывание Китаем радаров-невидимок и кораблей наблюдения в Южно-Китайском море приводит к эскалации напряженности. Из-за усиления военно-морских учений и военных маневров, проводимых как США, так и союзниками, ситуация в регионе остается нестабильной, что сказывается на морских маршрутах, проходящих через эти спорные воды».
Одним из последствий эскалации в Южно-Китайском море является дальнейший рост значения Северного морского пути, которое и так увеличилось в результате напряженности в других регионах мира, прежде всего в Красном море.