• 11 октября 2024

    Запрыгнуть в голубой вагон

    Завод «Арктик СПГ-2». Изображение с сайта компании

    Экспорт энергоносителей остается важнейшей составляющей внешней торговли РФ. И если с перспективами экспорта «черного золота» — угля — все сложно, то «голубое золото» — газ — считается наиболее перспективным и экологически более чистым источником энергии. Причем на первый план выходит экспорт именно сжиженного газа вместо трубопроводного, что ставит и новые задачи импортозамещения оборудования, флота и транспортных услуг. Успеет ли Россия за быстро уходящим поездом мирового рынка СПГ?

    По данным аудиторско-консалтинговой фирмы Kept, мировой спрос на газ устойчиво растет в среднем на 2% в год. При этом крупнейшими потребителями газа являются страны АТР, на долю которых приходится более 23% мирового потребления. Учитывая, что газопрофицитные и газодефицитные регионы находятся в разных частях мира, растет морская торговля сжиженным природным газом (СПГ), который идет в упомянутый АТР, Европу и Южную Америку.

    По данным Национальной ассоциации сжиженного природного газа, Россия занимает четвертое место по объемам экспорта СПГ в мире после США, Австралии и Катара.

    Как сообщил в ходе Петербургского международного газового форума заместитель генерального директора РЭА Минэнерго России Сергей Романов, доля СПГ в российском экспорте превысила долю трубопроводного газа в 2022 году, а в 2023 году еще более увеличилась. «Является ли этот процесс необратимым? Скорее всего, да, — предположил Сергей Романов. — Хотя трубопроводные проекты еще долго будут играть важную роль».

    Председатель правления и заместитель председателя совета директоров ПАО «Газпром» Алексей Миллер:

    «Мы прогнозируем глобальный спрос на газ в 2050 году на уровне 5,7 трлн куб. м, и газ будет лидером этого баланса с 26% — номер один. В подтверждение я могу привести цифру этого года — за девять месяцев 2024 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, всемирный спрос на газ вырос на 60 млрд куб. м. На 80% этот прирост был сформирован тремя странами — Китаем, Индией и Россией. Хотел бы отдельно отметить роль стран Глобального Юга: 25 лет назад эти страны потребляли 45% от мирового спроса на газ, в текущий момент они потребляют 55%, а по нашим оценкам к 2050 году объем потребления этими странами будет составлять 70%».

    По мнению Алексея Миллера, сланцевые месторождения в США истощаются, и, соответственно, их доля на мировом рынке будет снижаться. Причем ЕС, отказавшись от закупок трубопроводного газа из России, все же импортирует СПГ российского происхождения, о чем в ходе Петербургского международного газового форума рассказал глава МИД Венгрии Петер Сийярто.

    По оценкам Kept, в настоящее время наиболее конкурентоспособен на мировом рынке СПГ из Катара, Нигерии, Алжира и Малайзии. Российский газ — дороже газа из этих стран по издержкам на его производство и логистику, однако дешевле СПГ из Австралии и Норвегии.
    Прежде всего речь идет о ямальском СПГ, поставлять который выгоднее всего по ряду причин: низкие температуры окружающей среды, прямой выход в Мировой океан с возможностью поставок сразу в два газодефицитных региона — АТР и Европу. К тому же основные крупнотоннажные проекты по сжижению газа, в том числе перспективные, сосредоточены именно на Ямале. Но если мы говорим о поставках в АТР, то двигаться судам нужно по восточному сектору Арктики — наиболее сложному с точки зрения ледовых условий.

    Заместитель генерального директора РЭА Минэнерго России Сергей Романов:

    «С точки зрения логистики (СПГ. — Прим. ред.) происходит взрывной рост — танкерный флот достиг более 770 ед., включая 51 плавучую регазификационную установку. Перспективный заказ на суда до 2030 года по объему примерно равен половине существующего дедвейта танкеров СПГ».

    Учитывая это, становится очевидным одно из наиболее слабых мест в российской экспортной СПГ-индустрии. Это — транспортный флот ледового класса, а вернее — его дефицит. По данным Kept, в настоящее время 45% мирового флота газовозов контролируется европейскими операторами, 10% — японскими, 4% — канадскими, 14% — международными. Под контролем российских операторов находится лишь 5% флота газовозов. Другими словами, более двух третей танкеров-газовозов в мире так или иначе управляются недружественными государствами, соответственно, Россия не обеспечивает свой экспорт собственным тоннажем.

    Отметим, что ранее генеральный директор ПАО «Совкомфлот» (СКФ) Игорь Тонковидов отмечал, что в целом контролируемый Россией флот перевозит лишь 10% российских внешнеторговых грузов, а совокупная потребность России в крупнотоннажных транспортных судах оценивается в 3 тыс. единиц.

    Локализация производства крупнотоннажных транспортных судов, разумеется, должна сопровождаться и импортозамещением судового комплектующего оборудования (СКО). И с этим пока особого прогресса не наблюдается: как сообщил на II Всероссийском морском конгрессе заместитель генерального директора — начальник Центра импортозамещения судового оборудования АО «ЦНИИ «Курс» Дмитрий Стоянов, уровень локализации технологий и комплектующего оборудования для судов в России находится на уровне лишь 40‒50%.

    Причем если мы говорим о судах, предназначенных для движения в восточном секторе Арктики, то для них необходимо наладить производство технически сложных узлов. Например, как рассказал в ходе Международной выставки и конференции по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики и континентального шельфа OMR 2024 заведующий лабораторией «Пропульсивные комплексы судов» АО «ЦНИИМФ» Александр Андрюшин, суда для работы в восточном секторе Арктики целесообразно оборудовать винторулевыми колонками мощностью 15‒20 МВт.

    Таким образом, экспорт российского СПГ, который, как ожидается, будет только расти, пока что не обеспечен в полной мере собственной транспортной составляющей. И решить эту проблему можно лишь строительством новых судостроительных мощностей в России, способных производить крупнотоннажный флот ледового класса, а также форсированным импортозамещением судового комплектующего оборудования.

Автор

Виталий Чернов

news@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен