• 20 августа 2024

    Ставки побили урожай

    В Российском зерновом союзе пессимистично настроены на перспективы экспорта зерновых и удержания 26% доли мирового рынка, достигнутой по итогам прошлого сезона. Опрошенные «ПортНьюс» участники рынка и аналитики в целом согласны с тем, что экспорт в новом сезоне сократится по совокупности причин.

    Российский зерновой союз прогнозирует существенное падение экспорта в новом сезоне. Как рассказал журналистам президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский, с 1 июля по 10 августа (с начала сезона 2024 года) уже фиксируется спад экспортных поставок, по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года.

    Справка:

    По данным Российского зернового союза, по итогам прошлого сельскохозяйственного года Россия достигла исторического рекорда по экспорту зерновых. Так, было экспортировано 56,148 млн тонн пшеницы, 6,917 млн тонн ячменя, 5,31 млн тонн кукурузы и 4,2 млн тонн гороха: на долю России пришлось 26% мирового рынка. Урожай составил 130 млн тонн, в том числе 82–83 млн тонн пшеницы.

    Так, в 2023 году в указанный период было вывезено 9 млн 836 тыс. тонн зерновых, а в нынешнем — лишь 7,18 млн тонн. Спад составил 27%. Снижение фиксируется по всей номенклатуре: пшеницы в этом году было вывезено 5 млн 618 тыс. (−24%), ячменя 1 млн 229 тыс. (−31,8%), кукурузы 333 тыс. тонн (снижение почти в два раза).


    Президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский:

    «Конъюнктура не очень благоприятная — цены низкие мировые, и ресурсов значительно меньше. И это дает нам ориентир на то, что сезон будет совсем непростым и не менее тяжелым, чем прошлый. А по некоторым параметрам он угрожает нам даже больше, чем ушедший сезон».

    Среди проблем он обозначил рост ключевой ставки и прекращение выдачи льготных кредитов Министерством сельского хозяйства, а также препятствия к ввозу импортных семян, что приведет к снижению урожайности. На это накладываются и ограничения, связанные с санкциями.

    «Далеко не все суда заходят в российские порты — это отслеживается... и многие судовладельцы просто отказываются предоставлять свои суда. Это автоматом ведет к удорожанию фрахта. Все эти проблемы от нас никуда не делись», — рассказал глава зернового союза.

    Ситуация на мировом рынке зерна также неблагоприятная. Так, цена за тонну пшеницы на базисе FOB в Новороссийске составляла в 2022 году $405, в 2023 году $235, сейчас $236. Хотя дисконт по отношению к французской пшенице в этом году сократился до $1 на тонну, сам факт его наличия говорит о многом, поскольку российская пшеница более качественная и, соответственно, в нормальных условиях должна стоить дороже.

    В этом году изменилась и страновая структура экспорта. Так, Турция до октября отказалась от закупок пшеницы, защищая собственных производителей в условиях снижения мировых цен. В топ-5 импортеров российской пшеницы вошли Египет, Марокко, Кения, Бангладеш и Израиль. При этом из топа выпали Саудовская Аравия, Иран и Алжир.

    Несмотря на то, что Китай снял региональные ограничения на поставки российской яровой пшеницы, сохраняются фитосанитарные препоны для поставок российской озимой пшеницы, потенциал экспорта которой в РЗС ранее оценивали в 5–9 млн тонн в год, в зависимости от урожайности внутри самого Китая. При этом казахстанская и украинская пшеница достаточно активно импортируются Китаем.

    Смягчение ограничений на импорт яровой пшеницы, судя по всему, все же оказало позитивный эффект. Так, Приморское межрегиональное управление Россельхознадзора в июле 2024 года для отправки на экспорт оформило 98,3 тыс. тонн зерна и продуктов его переработки, что на 22,4% больше, чем в июле прошлого года. Больше всего зерна и продуктов его переработки в июле 2024 года было поставлено в Китай (66,8 тыс. тонн), в том числе 29,3 тыс. тонн сои, 17 тыс. тонн пшеницы, 7,6 тыс. тонн кукурузы, 1,1 тыс. тонн гороха, 10,2 тыс. тонн подсолнечного шрота, 1,1 тыс. тонн овсяной крупы и небольшие партии пшеничной муки и семян льна. Для вывоза в Южную Корею было оформлено 31,4 тыс. тонн продукции: 20 тыс. тонн кукурузы, 9,5 тыс. тонн пшеницы, 1,5 тыс. тонн сои и небольшие партии овса и семян льна. Кроме того, в июле через приморские фитосанитарные посты в КНДР экспортирована небольшая партия пшеничной муки.

    Развитию российского экспорта зерновых препятствуют и логистические проблемы. Хотя ранее Аркадий Злочевский говорил, что логистических мощностей в России достаточно для обеспечения экспорта, здесь есть свои нюансы. Так, генеральный директор АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» Павел Виноградов на экспертном совете Росморречфлота в июле 2024 года заявил, что в Нижегородской области из-за отсутствия портовых мощностей перестают выращивать зерно, которого там могли бы поставлять до 1,5 млн тонн в год.

    «В единую отпорную транспортную систему необходимо включить два-три речных порта, идеальный вариант — порт в Нижегородской области, а также рейд порта Кавказ», — сказал глава судоходной компании.

    Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «Финам»:

    «Правительство России одобрило продажу до 500 тыс. тонн зерна из федерального интервенционного фонда, что направлено на поддержание стабильной ситуации на внутреннем продовольственном рынке. Это решение может ограничить объемы зерна, доступные для экспорта. Возможные санкции и торговые ограничения могут усложнить экспортные операции и уменьшить спрос на российское зерно на мировых рынках. Другие страны активно наращивают свои экспортные поставки».

    В «Объединенной зерновой компании» «ПортНьюс» указали на неблагоприятные климатические условия весной и летом 2024 года (заморозки).

    «Учитывая прогнозируемое снижение урожая зерновых в России в сезоне 2024/25 на фоне неблагоприятных агроклиматических условий весной и летом 2024 года, Группа ОЗК ожидает сокращения объемов экспорта в текущем сельскохозяйственном году», — прокомментировали в компании.

    Таким образом, совокупность факторов, начиная от конъюнктуры мирового рынка зерна и заканчивая климатическими условиями, будет способствовать снижению экспорта в новом сельскохозяйственном сезоне. При этом необходимо улучшать логистику — как для вывода на мировой рынок новых объемов, так и для снижения транспортно-логистических расходов и, следовательно, повышения конкурентоспособности российского зерна.

Автор

Виталий Чернов

news@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен