Осуществление внешнеэкономических платежей и страхование, в том числе от военных рисков, — одни из ключевых проблем, которые возникают на фоне санкций и напряженной геополитической обстановки. О том, как с ними справляются, рассказывают участники рынка.
Если говорить о страховании, то (по крайней мере пока) не все страховые российские компании попали под международные санкции. При этом одним из главных вызовов, с которыми сталкиваются сегодня грузоотправители и судовладельцы, являются военные.
В том числе это риски, связанные с прохождением Красного моря, где суда периодически подвергаются атакам со стороны хуситов. Как рассказала в ходе круглого стола «Актуальные вопросы и решения на рынке логистики и экспорта сельхозпродукции в условиях санкций» вице-президент, руководитель управления страхования грузов и транспортных операторов САО «ВСК» Надежда Малышева, со страхованием судов от военных рисков в России не возникает проблем, если речь идет о судах под флагами дружественных государств. А вот если суда ходят под флагами (или находятся под управлением их резидентов) США, Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии или Израиля, то застраховать их от военных рисков уже не получится. То же самое относится ко всем судам, которые осуществляли заходы в порты Израиля (за исключением случаев непредвиденного захода в порт Израиля в экстренной ситуации, что не будет считаться нарушением условия покрытия военных рисков, если об этом было немедленно сообщено страховщику).
Суда, которые работают под флагами (или управляются резидентами этих стран) Дании, Германии, Нидерландов, Бельгии, Италии, Японии, Греции, Испании, Норвегии и Франции, могут быть застрахованы от военных рисков при условии, что они перевозят груз, в отношении которого подтвержден интерес России, либо осуществляют порожний рейс в российские порты или из них.
Помимо Красного моря, российские страховщики готовы покрывать и военные риски в Черном и Азовском морях.
Тарифы на страхование от военных рисков зависят от разных факторов, но находятся в диапазонах 0,3–0,75% (военные и забастовочные риски). Без покрытия этих рисков тарифы находятся в диапазоне 0,1–0,2%.
Отметим, что по данным, опубликованным ранее в отчете Разведывательного управления Минобороны США, для многих судоходных компаний страховые премии при прохождении Красного моря выросли до 0,7–1% от полной стоимости судна, в сравнении с 0,1% до декабря 2023 года.
Сложнее обстоит дело с береговой инфраструктурой — например, нефтяными терминалами. Как рассказала Надежда Малышева, максимум, что ее компания может предложить по рискам терроризма и диверсий в портах, — это покрытие в размере 50–100 млн руб. в опасных регионах. «Это еще зависит и от того, о каком терминале идет речь. То есть по нефтяному терминалу мы, скорее всего, вообще откажемся от страхования такого рода рисков», — сказала представитель страховой компании.
В части осуществления внешнеэкономических платежей ситуация остается сложной, но решаемой. Как ранее рассказал в ходе онлайн-встречи c участниками рынка представитель альянса ACEX Артем Коротов, в настоящее время взаиморасчеты принято осуществлять без проведения, собственно, трансграничных платежей — через партнеров-посредников, которые имеют счета в нужных юрисдикциях. Схема, конечно, довольно громоздкая, поскольку, во-первых, предполагает наличие заинтересованных в получении рублей внутри России компаний, во-вторых, услуги такого посредничества не бесплатны, в-третьих, они занимают определенное время и, наконец, предполагают риски мошенничества.
Ситуация может измениться в лучшую сторону благодаря законодательному урегулированию обращения криптовалюты в России, формированию платежных систем на базе БРИКС (в том числе с применением цифровых валют стран-участниц объединения) и появлению банков, специализирующихся именно на таких платежах.
Отметим в этой связи, что председатель Совета Федерации Российской Федерации Валентина Матвиенко недавно сообщила, что вопрос создания платежной системы БРИКС будет обсуждаться на октябрьском саммите организации в Казани. При этом решение о необходимости создания такой системы уже принято — речь идет о технической реализации.
Впрочем, участники рынка относительно перспектив создания такой системы сдержанно оптимистичны, поскольку она, как ожидается, в первую очередь облегчит взаиморасчеты со странами, входящими в БРИКС, — но все-таки не со всем миром.