1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. БАМ притормозил уголь

1 августа 2024   08:00

БАМ притормозил уголь

Фото: Трансмашхолдинг


В Советском Союзе БАМ по праву называли одной из строек века. Однако в XXI веке провозной способности магистрали с учетом разворота логистики на Восток стало не хватать. И сейчас она превратилась в «узкое место», которое препятствует экспорту — в первую очередь угля. Тем более что открытое «окно возможностей» для угольного экспорта не будет вечным.

Врио губернатора Хабаровского края Дмитрий Демешин на днях поднял на встрече с председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным тему провозной способности Байкало-Амурской магистрали (БАМа). По словам Дмитрия Демешина, ограничения по БАМу уже приводят к задержкам в реализации ряда крупных портовых проектов, ориентированных на экспорт угля. В их числе врио губернатора назвал проект по расширению угольного терминала «ВаниноТрансУголь» (ВТУ, входит в группу «Колмар»).

«Второй проект — это строительство в морском порту Ванино комплекса для перевалки угля. Он уже работает на перевалку 12 млн тонн. Инвестор готов расшириться до 24 млн тонн в год, но пока пропускные способности БАМа — вы знаете, Восточный полигон активно строится — не позволяют завершить этот этап проекта», — сказал Дмитрий Демешин.

Отметим, что дефицит провозной способности БАМа влияет и на другие ключевые проекты в регионе. Так, «Дальтрансуголь» (под управлением АО «Портовый Альянс») планирует увеличить мощность с 24 млн тонн в год в настоящее время до 40 млн тонн в год. Со своей стороны инвестор активно вкладывается в железнодорожную инфраструктуру. Так, в 2023 году было построено 12,6 тыс. м нового пути, уложены 36 стрелочных переводов, построена подпорная стенка объемом бетона 2,4 тыс. куб. м, удлинен путепровод тоннельного типа, проложено 96,6 км кабелей, смонтированы два новых трансформатора. Проектом предусмотрены: реконструкция железнодорожной инфраструктуры предприятия; строительство здания вагоноопрокидывателя на три вагона; установка новых конвейерных линий и модернизация существующих; монтаж нового стакер-реклаймера с подмашинными путями; расширение угольных складов. Общий объем инвестиций в проект развития составляет 24 млрд руб.

Однако текущая провозная способность дальних железнодорожных подходов не позволяет реализовать подобные проекты, и их приходится откладывать.

Справка:

Модернизация Восточного полигона железных дорог предполагает увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей (БАМа и Транссиба) в 1,5 раза в 2024 году — до 180 млн тонн в год. В рамках второго этапа модернизации Восточного полигона РЖД планирует до конца 2024 года ввести 114 объектов инфраструктуры. По третьему этапу РЖД заявляли о необходимости построить 316 объектов, чтобы обеспечить провозные возможности БАМа и Транссиба в 255 млн тонн к 2032 году.

Из последних событий — в июле было открыто движение по второму пути западного подхода к новому Кузнецовскому тоннелю на участке Оунэ — Высокогорная. В ходе работ было уложено 5 км нового пути, шесть стрелочных переводов, построены два моста, переработано более 67 тыс. куб. м грунта. Под железнодорожным путем построены пять водопропускных труб. По данным ДВЖД, после комплексной реконструкции линии Комсомольск-на-Амуре — Ванино, на которой расположен участок Оунэ — Высокогорная, ее провозная способность увеличится в два раза — с 40 до 82 млн тонн к концу 2024 года.

Карта из Telegram-канала ДВЖД

Между тем, как мы писали ранее, выжить на мировом угольном рынке в перспективе смогут те, кто имеет беспроблемный доступ к морским экспортным терминалам с низким транспортным плечом от них до ключевых рынков сбыта. Порт Ванино расположен удобно, поскольку обеспечивает прямой выход в Мировой океан (без необходимости прохода Датских или Черноморских проливов), небольшое транспортное плечо с Китаем и другими азиатскими рынками и достаточные глубины для приема крупнотоннажных балкеров. Недостаток провозной способности к терминалам порта является тем «узким горлышком», которое необходимо расширить как можно быстрее, поскольку конъюнктура на угольных рынках складывается неблагоприятно для экспортеров.

Согласно последнему обновленному отчету Международного энергетического агентства (МЭА) о тенденциях на мировом рынке угля, спрос на уголь в мире в целом останется неизменным как в 2024-м, так и в 2025 году, поскольку растущий спрос на электроэнергию в некоторых крупных экономиках компенсирует последствия постепенного восстановления гидроэнергетики и быстрого расширения солнечной и ветровой энергетики.

Директор по энергетическим рынкам и безопасности МЭА Кейсуке Садамори:

«Наш анализ показывает, что мировой спрос на уголь, вероятно, останется в целом неизменным до 2025 года, исходя из сегодняшних политических установок и рыночных тенденций. Продолжающееся быстрое внедрение солнечной и ветровой энергии в сочетании с восстановлением гидроэнергетики в Китае оказывает значительное давление на использование угля. Однако сектор электроэнергетики является основным фактором, определяющим мировой спрос на уголь, и потребление электроэнергии в нескольких крупных экономиках растет очень высокими темпами. Без такого быстрого роста спроса на электроэнергию в этом году мы бы наблюдали снижение мирового потребления угля. А существующие структурные тенденции означают, что мировой спрос на уголь достигнет переломного момента и вскоре начнет снижаться».

То есть в ближайшие два-три года перед экспортерами угля открывается «окно возможностей», которое впоследствии может начать закрываться из-за ожидаемого падения спроса на уголь в Китае. И если этим «окном» не воспользоваться, то им обязательно воспользуются конкуренты из других государств — экспортеров угля. И в долгосрочной перспективе экономика России (из-за потери рынка) недополучит больше, чем потратила бы на форсированное развитие железных дорог. Тем более что увеличение провозной способности Восточного полигона касается не только угля, но и практически всех иных основных экспортно-импортных грузов.