• 31 мая 2024

    Порты вдыхают «новый газ»


    Терминалы минудобрений в морских портах России (указана максимальная мощность). Инфографика ПортНьюс

    По оценкам аналитиков, экспорт минудобрений из России к 2028 году может вырасти почти на 20%, превысив 43 млн тонн в год. К этой цифре необходимо добавить порядка 11 млн тонн белорусского калия в год. Наиболее перспективным регионом для перевалки удобрений в силу ряда причин по-прежнему остается Балтика, хотя многообещающие проекты есть и на Юге, и на Дальнем Востоке, и в Мурманской области.

    Минеральные и химические удобрения являются своего рода «новой нефтью», а если точнее — «новым газом» для российской экономики (поскольку производятся с использованием природного газа). В то время как страны коллективного Запада накладывают все больше ограничений на поставки российских углеводородов, экспорт удобрений остается стабильным и имеет хорошую тенденцию к росту. Увеличение населения земли и невозможность получения хорошего урожая без использования минудобрений гарантируют стабильный спрос в долгосрочной перспективе, а с учетом обладания дешевым сырьем — природным газом России достаточно просто конкурировать на мировом рынке.

    Старший аналитик Центра экономического прогнозирования «Газпромбанка» Нина Адамова:

    «Экспорт удобрений будет расти. В консервативном сценарии — до более чем 43 млн тонн в год к 2028 году, а на самом деле, возможно, и выше».

    Несмотря на то, что в настоящее время цены на минудобрения в мире упали после пиков 2021–2023 годов, они остаются в среднем почти на 50% выше уровней 2020 года.

    Парадокс заключается в том, что долгое время в России не было специализированных глубоководных терминалов для перевалки этого груза. Так, еще несколько лет назад через порты сопредельных стран Балтии перегружалось порядка 8 млн тонн российских минудобрений в год. Внесенные в законодательство изменения о возможности размещения хранилищ химических удобрений у кромки воды, а также ухудшение отношений с сопредельными государствами стимулировали строительство специализированных терминалов минудобрений в порту Усть-Луга. В результате работы «убийцы Прибалтики» — терминала «Ультрамар» в Усть-Луге, а также увеличения перевалки через ряд существовавших терминалов («Европейский серный терминал» и некоторые в Большом порту Санкт-Петербург) объем экспорта российских удобрений через порты Прибалтики практически обнулился в 2023 году.

    Индекс цен на минудобрения. График https://ycharts.com на основе данных Всемирного Банка

    Основными потребителями минудобрений в мире являются Бразилия, Индия, Евросоюз, Великобритания и США. Соответственно, с точки зрения географии наиболее целесообразно размещение экспортных морских терминалов в портах Балтийского и Южного бассейна. Конечно, терминалы не помешали бы и на Дальнем Востоке — т. н. «восточный морской коридор» из дальневосточных портов к портам восточного побережья Индии имеет хорошие перспективы, особенно на фоне проблем в Красном море, однако провозные способности Восточного полигона сильно ограничивают возможности этого бассейна.


    Павел Иванкин

    Как отметил в ходе VII ежегодного конгресса «Азот Синтезгаз. Россия и СНГ» президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры (НИЦ ПИ) Павел Иванкин, в условиях ограничений в провозной способности железных дорог на дальневосточном и южном направлениях Северо-Запад остается подстраховочным маршрутом, куда можно провозить то, что не получается на указанных маршрутах.

    Совокупность всех этих причин привела к тому, что основной перевалочный хаб для минудобрений формируется в настоящее время в порту Усть-Луга. На днях здесь состоялась презентация строящегося терминала компании «НТК», рассчитанного на мощность в 8 млн тонн удобрений в год. Терминал планируется ввести в эксплуатацию в начале 2025 года, а вывести на полную мощность — к концу того же года.
    Тем не менее свои терминалы минудобрений появятся и на Юге и на Дальнем Востоке. Так, в следующем году должен состояться запуск южного терминала удобрений в порту Тамань (инвестор — «ТОАЗ»): его плановая мощность составит (в рамках второй очереди) до 3,5 млн тонн аммиака и 1,5 млн тонн карбамида в год. Свой проект в Тамани имеется и у ОТЭКО: планируется создать терминал мощностью 5 млн тонн удобрений в год, через который будет перегружаться карбамид, сульфат аммония, хлористый калий, аммофос, нитроаммофоска.

    Наконец, в том же 2025 году свой терминал минудобрений должен появиться на Дальнем Востоке — его преимуществом будет местоположение вблизи производства, что снимает зависимость от Восточного полигона. Речь идет о проекте Находкинского завода минеральных удобрений (НЗМУ, Приморский край). По данным на середину апреля 2024 года, в рамках проекта была завершена прокладка газопровода. На первом этапе завод будет производить 1,8 млн тонн метанола в год, на втором — 3 млн тонн карбамида в год.

    Свои проекты есть и в Мурманской области: это терминал «Тулома» мощностью 4–6 млн тонн в год, рассчитанный в том числе на перевалку белорусских удобрений, а также проект в Лиинахамари на 4 млн тонн в год (впрочем, о ходе его реализации мало что известно).

    Таким образом, минудобрения, которые ранее незаслуженно игнорировались отечественной портовой инфраструктурой в силу описанных выше причин, уже в следующем году займут заметную долю в общей структуре грузооборота морских портов. А в последующие годы она, судя по всему, будет только нарастать.

Автор

Виталий Чернов

news@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен