В закон «О морских портах» предлагается внести изменения, касающиеся порядка определения арендной платы за пользование федеральным имуществом в морских портах РФ. Однако сам Порядок должен быть установлен постановлением правительства, которого нет. Юристы видят как «плюсы», так и минусы предложенных изменений, а стивидоры считают их избыточными. Мы же оцениваем шансы на принятие закона как высокие по совокупности причин.
Минтранс России подготовил проект закона «О внесении изменения в статью 31 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» >>>>. По данным Федерального портала для размещения проектов нормативно-правовых актов, законопроект к настоящему времени успешно прошел антикоррупционную экспертизу и оценку регулирующего воздействия, а также общественные обсуждения и готов к внесению в правительство России.
Суть предложенных изменений сводится к тому, что размер арендной платы за пользование находящимися в государственной собственности и относящимися к недвижимому имуществу объектами инфраструктуры морского порта определяется в Порядке, установленном правительством, и предусматривает определение стоимости аренды исходя из доходов от эксплуатации арендованного имущества, а также расходов государства на его содержание.
В пояснительной записке указано, что это необходимо для финансирования мероприятий, связанных с переориентацией логистики на южное и восточное направление: «Росморпорту» (взимающему плату за пользование инфраструктурой в морских портах) на соответствующие проекты требуется финансирование. В качестве примера таких проектов с повышенными затратами приводится дноуглубление Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК), необходимое для полноценного функционирования ключевого международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг», обеспечение функционирования паромной линии Усть-Луга – Балтийск ввиду кратного увеличения нагрузки на линию и необходимости выведения дополнительных судов (ввиду санкционной политики со стороны государств Прибалтики), реконструкция объектов федеральной собственности в морских портах Корсаков и Таганрог, финансирование которых ранее планировалось за счет средств федерального бюджета; необходимость содержания непрофильных и убыточных активов, в том числе учебных парусных судов.
Как прокомментировал «ПортНьюс» советник юридической фирмы «Инфралекс» Родион Шинкарев, плюс законопроекта заключается в том, что в нем предлагается учитывать реальную экономическую возможность арендаторов по уплате арендной платы, поскольку в нем содержится указание на доходы арендатора.
Проблема заключается в том, постановления правительства, определяющего тот самый Порядок определения арендной платы, нет, а сроки его принятия - неизвестны.
Советник «Инфралекс» Родион Шинкарев «В отсутствие постановления правительства о Порядке определения арендной платы текст законопроекта не дает ответа на вопрос: если доходы арендатора будут расти, то будет ли расти арендная плата и не станет ли в итоге ее размер больше, чем размер по заключенным договорам аренды. Сроки принятия правительством РФ постановления неизвестны. В период с момента вступления в силу закона в новой редакции и до момента принятия постановления правительства РФ может пройти достаточное количество времени. Отсутствие постановления может породить на практике дополнительные споры между арендодателем и арендаторами относительно размера арендной платы и порядка ее уплаты». |
В Ассоциации морских торговых портов «ПортНьюс» прокомментировали, что в действующей редакции закона и нормативных правовых актах об оценочной деятельности уже реализована возможность установления арендной платы, исходя из доходов арендаторов, путем применения доходного метода при проведении оценки рыночной стоимости имущественных прав. Действующим законодательством также предусмотрена возможность индексации арендной платы по договорам аренды государственного недвижимого имущества в морских портах.
Учитывая, что конкретика в части критериев для индексации арендной платы и других вопросов законопроектом отдана «на откуп» постановлению правительства (которое может меняться без внесения изменений в законодательство), то это создает риски неопределенности для стивидорных компаний и инвесторов в портовую инфраструктуру.
Каковы перспективы принятия законопроекта? На наш взгляд, они достаточно высоки. Во-первых, резкие изменения в геополитической ситуации и логистике требуют повышенных государственных расходов, а подход по взиманию арендной платы исходя как из доходов арендатора, так и расходов государства, по сути является косвенным налогом.
Во-вторых, нынешний состав правительства – это, в каком-то смысле, «ставка верховного главнокомандующего», где все вопросы должны решаться быстро и с учетом имеющихся многочисленных рисков и угроз. Соответственно, правительство должно иметь возможность оперативно управлять как доходами, так и расходами, без долгих процедур внесения изменений в законы.