Судоходные компании, специализирующиеся на круизах, продолжают осваивать Арктику, Дальний Восток и другие труднодоступные места России. Так, в августе 2024 года теплоход «Северная сказка» впервые выполнит туристический рейс в Обскую губу, а на 2025 год компания «ВодоходЪ» анонсировала круиз «Поморское кольцо», в рамках которого судно «Николай Жарков» пересечет Северный полярный круг.
Экспедиционные круизы по Енисею с посещением арктической территории «ВодоходЪ» организовывает с 2020 года: для этих рейсов задействуют теплоход «Максим Горький». Что касается нового двухнедельного круиза «Поморское кольцо», то он, по словам представителей компании, уже выкуплен на треть.
«Новый маршрут в акватории Белого моря через Архангельск, Соловецкий архипелаг и Кандалакшу пользуется повышенным спросом. Мы не останавливаемся на вышеназванных пунктах и готовы рассматривать другие возможные стоянки в Арктической зоне для их дальнейшей интеграции в круизы», — рассказала старший менеджер спецпроектов ООО «ВодоходЪ» Лилия Даниленко.В целом в компании отмечают перспективность круизных экспедиций в Арктику. Так, в 2023 году Соловецкие острова на теплоходе «Александр Пушкин» посетили 1214 туристов. В планах на 2024 год небольшое увеличение — 1358 человек.
Владимир Путин в декабре 2023 года подписал закон, который отменяет применение правил пограничного режима в отношении круизных судов под флагом РФ в Арктике. Данная мера была разработана в целях развития круизного туризма на территории Дальнего Востока и Арктической зоны России. Ожидается, что упрощение процедуры позволит отечественным туроператорам, круизным и судоходным компаниям формировать более привлекательные маршруты, по сравнению с иностранными. |
В 2023 году судно «Профессор Хромов» круизного оператора «Васта Экспедиции» (Vasta Expeditions), перепрофилированное из исследовательского в пассажирское, выполнило 10 круизных рейсов, в рамках которых была предусмотрена возможность посещения особо охраняемых природных территорий Камчатского края, Сахалинской области и Чукотского автономного округа. Это Курильский и Корякский заповедники, заказник «Малые Курилы», национальные парки «Берингия», «Командорские Острова» и «Остров Врангеля». Как рассказали ИАА «ПортНьюс» в Министерстве природных ресурсов и экологии России, круизы были выполнены в период с июня по октябрь, а общее число пассажиров составило порядка 400 человек.
На 2024 год на судне «Профессор Хромов» запланировано 13 круизных рейсов по шести маршрутам, которые охватят четыре региона Дальневосточного федерального округа. Это Приморский и Камчатский края, Сахалинская область и Чукотский автономный округ. Ожидается, что в сезоне будет два рейса с возможностью увидеть Дальневосточный морской заповедник и архипелаг Римского-Корсакова в Приморье. Кроме того, запланировано два рейса на Командорские острова.
«В дополнение к маршруту, проходящему от Сахалина до Камчатки через Курильские острова, будет несколько более коротких рейсов от Петропавловска-Камчатского по Северным Курилам. Туристы увидят острова Атласова, Парамушир, Онекотан, Ушишир, Симушир», — пояснили в пресс-службе Минприроды России.
Круизные экспедиции Vasta Expeditions на судне «Профессор Хромов» — это проект арктического туроператора «Панарктик Стар». Как рассказали ИАА «ПортНьюс» в самой компании, интерес к круизам по Дальнему Востоку и Арктике, несомненно, есть. На данный момент основная масса туристов — граждане России, преимущественно из Москвы и Санкт-Петербурга. Стоимость круиза на «Профессоре Хромове» в среднем составляет 1,2 млн рублей за каюту категории стандарт и вместимостью до 2 человек. Всего на судне 23 каюты, а общая пассажировместимость — 45 человек. При этом в планах компании есть расширение фрахта научно-исследовательских судов для перевозки туристов, в том числе по новым маршрутам.
ㅤ
13 круизных рейсов выполнит судно «Профессор Хромов» в 2024 году
ㅤ
Стоит отметить, что ранее в Минприроды РФ рассматривали вариант передачи во фрахт еще одного НИС — «Академик Шокальский». Однако сейчас таких планов у министерства нет, а само судно «задействовано на других работах».
«Вопрос переоборудования других судов под круизы также не рассматривался», — пояснили в министерстве.
По мнению экспертов, опрошенных ИАА «ПортНьюс», сегодня развитие круизного туризма по Арктике, Дальнему Востоку и другим труднодоступным местам России тормозят в первую очередь отсутствие инфраструктуры и недостаточное количество флота. К примеру, «ВодоходЪ» для организации более комфортных судозаходов на Соловецкий архипелаг с февраля 2024 года арендовал причал на Соловках на 5 лет. В рамках пятилетнего договора аренды компания обязуется выполнить ремонтные работы и обеспечить безопасную эксплуатацию причальной стенки, которая в последние годы находилась в аварийном состоянии.
Среди судов, которые могут выполнять круизы по Арктике и Дальнему Востоку, — атомный ледокол «50 лет Победы». По данным Минприроды РФ, в 2024 году ледокол выполнит шесть рейсов с заходом на территорию национального парка «Русская Арктика». Во время круиза туристов высаживают на Землю Франца-Иосифа.
«Маршрут пользуется спросом благодаря своей уникальности и комфортным условиям размещения гостей на ледоколе. Также территории «Русской Арктики» посещают путешественники на яхтах ледового класса. Их маршруты зависят от ледовой обстановки и погодных условий. В основном они посещают центральные острова архипелага Земля Франца-Иосифа. Продолжительность маршрутов — от 12 до 30 дней», — рассказал директор нацпарка Александр Кирилов.
Пассажирские перевозки в Арктике и на Дальнем Востоке могут также осуществлять два судна, находящиеся на балансе ФГУП «Росморпорт». Это ледокол «Виктор Черномырдин» (93 пассажира) и ледокол «Капитан Хлебников» (120 пассажиров). Оба имеют Пассажирское свидетельство РС. Однако в 2023 году суда предприятия не были задействованы для круизных перевозок.
«Экспедиционные круизные рейсы могут осуществляться в период с июня по октябрь, так как в остальное время ледоколы задействованы в основной производственной деятельности. Ориентировочная продолжительность рейса составляет 30 суток. Круизные рейсы могут осуществляться по маршруту морской порт Мурманск — морской порт Владивосток, морской порт Владивосток — морской порт Мурманск», — рассказали ИАА «ПортНьюс» в ведомстве.
Кроме того, ФГУП «Крыловский государственный научный центр» в данный момент ведет разработку проекта модернизации ледоколов «Капитан Драницын» и «Капитан Хлебников», ожидаемый срок окончания разработки технического проекта — июнь 2024 года. Проектом предусматривается оборудование каютного/жилого фонда современными материалами и оснащение судов новейшими спасательными средствами. Предполагается, что суда будут задействованы в первую очередь для проведения плавательных практик с курсантами морских заведений, поэтому здесь также будут обустроены учебные классы.