Логистика на углях
Объем перевалки угля в морских портах России по итогам 2023 года снизился впервые за много лет. Главная причина – недостаток провозной способности железной дороги, вынужденной прибегать к приоритизации перевозок. Дополнительный фактор нестабильности – санкции в отношении СУЭК и «Мечел». В долгосрочной перспективе приоритетным направлением экспорта станет южное.
По данным статистики Минтранса России, перевалка угля через морские порты России по итогам 2023 года впервые за много лет сократилась. По итогам года падение составило 0,4%, однако в первые два месяца 2024 года, по данным ПортНьюс, ускорилось до более чем 9% год к году. Если проанализировать структуру перевалки по бассейнам, то видно, что снижение происходило за счет Южного бассейна (на 20% по итогам прошлого года), в то время как Балтика демонстрировала прирост на 4%, Дальний Восток 2,5%, а Арктика (включая Мурманск) - внушительные 19,3%.
Эта динамика наблюдалась на фоне падения мировых цен на уголь в 2023 году, последовавшего вслед за резким ростом в 2022 году. Причиной таких ценовых «качелей» стали цены на газ - они, по известным причинам, «зашкаливали» в 2022 году, а затем вновь снизились до средних многолетних значений. Спрос на уголь следовал динамике газового рынка, поскольку уголь использовался в качестве резервного топлива в условиях дорогого газа. Цены на фрахт балкеров в 2023 году также снизились, хотя и имели всплески, особенно в сегменте Capesize. При относительно низких ценах на балкеры типоразмера Panamax и ниже, перегрузка через глубоководные специализированные терминалы стала менее критичной для грузоотправителей, что могло отразиться и на структуре перевалки по бассейнам и терминалам.
Действительно, на Балтике и в Южном бассейне наблюдалось снижение отгрузок через специализированные терминалы, способные работать с крупнейшими балкерами, в то время как перевалка через универсальные терминалы, обрабатывающие относительно небольшие судовые партии, напротив, росла. Несмотря на это, в долгосрочной перспективе, как показывают расчеты Ассоциации морских торговых портов, специализированные терминалы все же будут выигрывать по рентабельности за счет возможности обработки более крупных судов.
Хотя универсальные терминалы и способны оказывать демпфирующий эффект в условиях повышенной волатильности и геополитической напряженности, в целом для стабильной логистики необходимо развивать специализированные перевалочные комплексы, которые также обеспечивают экологическую безопасность перевалки. В связи с этим на днях появилась информация о том, что РЖД вновь предложило применять принцип «вези или плати» для грузоотправителей, который, по мнению госмонополии, позволит обеспечить более стабильную загрузку именно специализированных портов.
Кроме того, в настоящее время ведутся дискуссии о приоритете перевозок угля именно в адрес специализированных терминалов.
Как бы то ни было, новая редакция правил недискриминационного доступа (НДТ) относит уголь Кузбасса, Хакасии, Бурятии, Тувы и Якутии на Восточном полигоне к третьей очереди приоритета (на основании постановлений правительства РФ). По планам, она должна вступить в силу с сентября 2024 года.
Сам по себе Восточный полигон как был, так еще долго будет оставаться «узким местом» для перевозок. Более того, по прогнозам участников рынка, дефицит его провозной способности, даже несмотря на реализацию планов развития, будет только нарастать. С целью сокращения этого дефицита целесообразно развивать перевозки контейнеров в полувагонах, припортовые станции и железнодорожные узлы (в первую очередь узел Восточный-Находка), организовывать морские глубоководные сервисы из Азиатско-Тихоокеанского региона к портам Южного и Балтийского бассейнов, перевозки по Севморпути.
Если говорить о ситуации в Балтийском бассейне, то за 2023 год порты Прибалтики «похудели» по углю на 2,7 млн тонн за счет переориентации российского угля – на этом фоне усть-лужский «Ультрамар» продемонстрировал резкий рост грузооборота, также в плюсе оказались универсальные терминалы, занимавшиеся перевалкой угля.
Рост отгрузок угля наблюдался и на Севере. Арктика, вообще, является одним из перспективнейших экспортных направлений: в декабре 2023 года было запущено движение по новому мосту на левый берег Кольского залива, а в этом году должен заработать новый терминал «Порт Лавна», рассчитанный на 18 млн тонн угля в год. Кроме того, в Арктике реализуется проект освоения Сырадасайского месторождения «Северная звезда», предполагающий отгрузку на экспорт через новый терминал «Порт Енисей» (10 млн тонн в год). Другой северный проект – «Порт Индига», - предполагает отгрузку угля в объеме до 26,5 млн тонн в год, однако для его реализации необходимо строительство Северного широтного хода (СШХ) – и это вопрос не ближайшей перспективы.
Кроме того, хотя круглогодичную навигацию по Севморпути обещают запустить уже с 2025 года, для вывоза угля в восточном направлении необходим балкерный флот ледового класса.
Немаловажным фактором, который будет влиять на логистику экспорта угля, является наложение санкций на компании СУЭК и «Мечел», которые потенциально затрагивают экспортный объем угля в 30-34 млн тонн в год.
Угольные горизонты
По оценкам большинства аналитиков, основной спрос на уголь в мире на горизонте до 2050 года будет формироваться в странах глобального Юга, особенно на огромном рынке Индии: совокупный экспорт в страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока может достигнуть 100 млн тонн в год.
Руководитель направления по сырьевым рынкам Metals&Mining Intelligence (MMI) Сергей Неделин: «Добыча металлургического угля категории PHCC (премиальный уголь для коксования) в Китае будет снижаться, и поставки коксующегося угля из Монголии не смогут полностью компенсировать выпадающие объемы. В Индии прирост добычи коксующегося угля не сможет покрыть спрос при реализации в стране программы развития доменных и сталеплавильных мощностей. Таким образом, спрос со стороны Китая и Индии к 2030 году на уголь PHCC (премиальный уголь для коксования) может вырасти на 10 млн тонн в год, и при отсутствии масштабных проектов с углями PHCC это приведет к росту цен на качественный коксующийся уголь». В России практически все новые угольные проекты («Северная звезда», «Эльгауголь», «Колмар») ориентированы на экспорт. Если говорить про экспорт по группам углей, то, по оценкам аналитика, экспорт углей группы «ГЖ, Ж» к 2028 году может вырасти на 10 млн тонн в год, по группе «К, КЖ, КО» - на 7 млн тонн в год, а по группе «КС, OC» - напротив, снизится на 1 млн тонн в год. |
Коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов: «В Индии будет активно расти спрос на металлургический уголь — в основном за счет инфраструктурных проектов и строительства, что связано с ожидаемыми высокими темпами экономического развития. Один из эффективных маршрутов на индийский рынок пролегает через порт Тамань. При этом для продавцов угля открываются дополнительные логистические возможности: более высокая маржинальность за счет ускорения оборачиваемости. Например, по сравнению с портом в Усть-Луге меньше на 9 дней, а с портом в Ванино — меньше на 5 дней». |