Одно из последствий санкций — трудности с проведением международных платежей. В 2024 году ситуация усугубилась: турецкие банки начали отказывать в транзакциях россиянам, и даже китайский банк Chouzhou Commercial, используемый импортерами в качестве расчетного центра, остановил операции с Россией. По данным опрошенных «ПортНьюс» экспертов и участников рынка, ситуация пока не отразилась на логистике.
С начала 2024 года стали поступать сообщения о том, что банки Турции массово прекращают обработку платежей из России. А в феврале СМИ узнали о том, что китайский банк Chouzhou Commercial остановил транзакции, связанные с контрагентами из России и Белоруссии, причем не только в рамках контролируемой Западом платежной системы SWIFT, но и российской СПФС и китайской CIPS.
На рынке полагают, что эти действия связаны с усилившимся давлением со стороны США, которые грозят вторичными санкциями финансовым учреждениям, сотрудничающим с Россией. Учитывая, насколько важны для российской внешней торговли в нынешних обстоятельствах Турция и Китай, сложности с проведением платежей потенциально могут привести к серьезным сбоям в поставках товаров и разрыву сложившихся за последние два года логистических цепочек.
Впрочем, опрошенные ИАА «ПортНьюс» эксперты пока настроены относительно оптимистично.
Так, по мнению аналитика ФГ «Финам» Николая Дудченко, делать выводы о серьезности этой ситуации можно будет только через какое-то время. Возможно, что проблема в первую очередь коснется только тех российских партнеров, которые используют банк исключительно в качестве транзита для дальнейшего использования валют недружественных стран.
«Мы считаем, что проблемы в расчетах с отдельными банками и у отдельных компаний действительно присутствуют, вместе с тем пока ситуация не критичная. Ближайшей перспективой, видимо, являются дополнительные временные затраты на поиск обходных путей для проведения платежей, а также соответствующие финансовые затраты из-за увеличившихся транзакционных издержек», — полагает аналитик.
Генеральный директор международной логистической компании Fastimport Денис Синяков, в свою очередь, высказал убеждение, что данная ситуация принципиально не повлияет на направление внешней торговли и не затронет логистический сектор. По его мнению, основной причиной, по которой банк Китая Chouzhou Commercial остановил расчеты с Россией — это транзакционные платежи через торговые дома, которые могут быть направлены на приобретение санкционного товара.
«Но на данном этапе банк остановил все оплаты, чтобы выстроить дальнейшую стратегию по контролю платежей. В дальнейшем банк, скорее всего, возобновит прием платежей из России, если данный платеж будет производиться напрямую на завод, с прозрачным основанием платежа за какой-либо товар, который не подпадает под санкции. Также отмечу, что есть альтернативные банки, которые продолжают работать в штатном режиме. Сложностей в оплатах на данный момент не наблюдается. Нет оснований переживать, что это затронет логистику и оставит отпечаток. Эти меры направлены на санкционный товар. На весь остальной поток грузов это не повлияет. И, соответственно, сильных изменений, что во внешней торговле, что в логистике, не ожидается», — считает участник рынка.
В компании «Синамакс», занимающейся оптовыми закупками в Китае, отметили, что банк Chouzhou Commercial — это не главный банк для российских импортеров.
«Чем знаменит Chouzhou Commercial — так это приемом платежей от частных лиц из России частным лицам в Китае. Переводы эти полулегальные, используются для закупки товара и отправки по схеме карго. Комиссия у них была ниже. Вопросов меньше задавали... На легальные платежи это абсолютно никак не повлияет. Банк микроскопический по китайским меркам. Нет никаких проблем открыть счёт в другом банке», — прокомментировали представители компании на корпоративной странице в соцсетях.
Отметим, что помимо прекращения обработки платежей, также может возникнуть проблема дефицита ликвидности для расчетов по импорту. Так, по данным Центробанка России, за декабрь 2023 года остатки юаней на корреспондентских счетах за пределами России снизились на четверть, что также может косвенно свидетельствовать об ужесточении политики иностранных банков по отношению к российским контрагентам.
При этом во внешнеторговых операциях в декабре доля юаня в экспортной выручке выросла до 35,8%, а в расчетах за импорт — до 37% (в стоимостном выражении — $14,0 и $11,4 млрд в эквиваленте соответственно). Одновременно кредитование компаний в юанях по итогам 2023 года увеличилось в 3,6 раза — до $46,1 млрд в эквиваленте. В январе 2024 года доля операций с юанем на биржевом валютном рынке впервые превысила 50%.
Справочно По данным Минэкономразвития России, доля дружественных стран во внешней торговле страны превысила 75% по итогам 2023 года. Наибольший рост отмечался в торговле с Китаем, Турцией, Индией, Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, ОАЭ, Бразилией. |
По мнению аналитиков «ПортНьюс», ни Китай, ни Турция не заинтересованы в разрыве торговых связей с Россией. Если давление со стороны Запада продолжит нарастать, то, скорее всего, будут найдены какие-либо обходные схемы для проведения платежей. Однако это может привести к новому витку роста транзакционных издержек, следовательно, общая стоимость импортируемых товаров возрастет.