1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Нулевой НДС пытаются починить

2 февраля 2024   09:00

Нулевой НДС пытаются починить

Минпромторг России привлек регионы и судоремонтные предприятия к разработке дополнительных обоснований для внесения изменений в законодательство о нулевом НДС. В принятой изначально редакции данная мера господдержки оказалась практически не востребована в отрасли.

Такое решение было принято по итогам совещания, проведенного под руководством статс-секретаря — заместителя министра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова в декабре прошлого года. Об этом ведомство проинформировало РСПП, отметив, что на совещании были рассмотрены подготовленные объединением предложения по доработке подзаконной базы по нулевому НДС. При этом ряд выдвинутых предложений оказался не готов поддержать Минфин России, так как в министерстве посчитали, что поправки могут увеличить нагрузку на федеральный бюджет.

О чем закон?

Летом 2023 года президент России Владимир Путин подписал закон об обнулении ставки налога на добавленную стоимость (НДС) для судоремонтных предприятий.

Документ вносит изменения в Налоговый кодекс РФ и устанавливает ставку НДС в размере 0% для судоремонтных предприятий, которые занимаются ремонтом и восстановлением морских судов, судов смешанного «река-море» плавания и судов рыбопромыслового флота в доках и на верфях.

Для обнуления НДС предприятия должны заключить с Минпромторгом до 31 декабря 2024 года инвестиционное соглашение, которое будет содержать перечень мероприятий по развитию и модернизации производственных мощностей, а также обязательство направить на это не менее 20% выручки на протяжении 7 лет. Требования и форма таких соглашений утверждена приказом Минпромторга.

В чем суть проблемы?

На то, что в приказе есть несколько проблемных и сложно реализуемых для бизнеса положений, представители отрасли говорили еще на выставке «Нева» и в ходе конференции «Судоремонт, модернизация, комплектующие» (обе дискуссии были организованы медиа-группой «ПортНьюс»).

Так, эксперты указывают на слишком короткие сроки принятия решения по заключению инвестиционного соглашения о развитии и модернизации собственных производственных мощностей — до 31 декабря 2024 года. При этом такой подход может привести к монополизации рынка. Если государственный заказчик при формировании цены укажет ставку НДС, равную 0%, возникнет ограничение для участников закупки. Те компании, что не заключили в 2024 году инвестсоглашение, принять участие в конкурсных процедурах уже не смогут.

Другие спорные моменты: короткий срок действия самого соглашения (7 лет); невозможность направить инвестиционные средства на такие цели, как закупка программного оборудования, внедрение новых технологий, обучение персонала; отсутствие механизмов, позволяющих вкладывать инвестиционные средства в развитие не только собственных производственных мощностей, но и тех, что находятся в долевой собственности или в долгосрочной аренде. Кроме того, для ряда предприятий в принципе является весьма проблематичным необходимость изъятия сразу 20% оборотных средств.

Все эти многочисленные нюансы привели к тому, что за время действия закона обращения от предприятий, желающих заключить такие инвестиционные соглашения, практически отсутствуют.

Проблема привлекла внимание Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) и возглавляемой ее президентом Германом Зверевым комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по рыбному хозяйству и аквакультуре. По итогам заседания комиссии были подготовлены предложения по решению проблемы. Соответствующие письма с просьбой о доработке приказа президент РСПП Александр Шохин направил  в Минпромторг и Минфин.

Что было предложено?

Среди предложений по доработке приказа были следующие: увеличение срока действия инвестиционного соглашения с 7 до 15 лет, возможность заключения соглашения после 31 декабря 2024 года, снижение инвестиционных вложений с 20% до 10-15%, право инвестировать средства не только в собственные производства, но и в объекты, находящиеся в долевой собственности и в долгосрочной аренде и др.

Председатель совета директоров АО «Нордик Инжиниринг» Николай Шабликов:

АО «Нордик Инжиниринг» уже не один год занимается данной проблематикой. На организованных совместно с «ПортНьюс» конференциях, посвященных судоремонту, начиная с 2022 года, нами проводился мониторинг рынка, как среди судовладельцев, так и среди судоремонтных предприятий в рамках первоначальной концепции господдержки по нулевому НДС. Результаты данного мониторинга уже на том этапе выявили скептицизм со стороны участников рынка. В принятой же редакции, еще более ужесточившей условия, как показала практика, данная мера господдержки практически не востребована в отрасли. Таким образом, потребность в совершенствовании этого, по сути своей, достаточно интересного механизма, очевидна.
Среди основных заинтересованных сторон в данной мере, кроме непосредственно судоремонтных предприятий — как судовладельцы с государственным участием, нацеленные на соблюдение национального суверенитета, так и частные компании, в современных условиях также предпочитающие российские предприятия. Это относится к рыбопромысловому, транспортному, пассажирскому, обслуживающему и другим флотам.
Предприятиям важно планировать свою выручку как в средне-, так и в долгосрочной перспективе, именно поэтому необходимо увеличить сроки действия инвестиционных соглашений. Помимо продления срока, наиболее целесообразным выглядит оплата судоремонтным предприятием НДС, с последующим выделением из бюджета субсидии данному предприятию в объёме ранее выплаченного налога. Решение не может быть шаблонным, а должно учитывать существующий спрос и быть направлено как на развитие существующих производственных мощностей, так и на создание новых. При этом особо следует отметить необходимость развития кластерной политики и возможности применения господдержки именно к кластерам. Как показывает мировой опыт, оперативное выстраивание кооперационных связей значительно повышает как качество судоремонта, так и его скорость, тем самым делая кластер, состоящий из нескольких небольших организаций гораздо более эффективным по сравнению с одним крупным предприятием.
— АО «Нордик Инжиниринг» уже не один год занимается данной проблематикой. На организованных совместно с «ПортНьюс» конференциях, посвященных судоремонту, начиная с 2022 года, нами проводился мониторинг рынка, как среди судовладельцев, так и среди судоремонтных предприятий в рамках первоначальной концепции господдержки по нулевому НДС. Результаты данного мониторинга уже на том этапе выявили скептицизм со стороны участников рынка. В принятой же редакции, еще более ужесточившей условия, как показала практика, данная мера господдержки практически не востребована в отрасли. Таким образом, потребность в совершенствовании этого, по сути своей, достаточно интересного механизма, очевидна.

Среди основных заинтересованных сторон в данной мере, кроме непосредственно судоремонтных предприятий — как судовладельцы с государственным участием, нацеленные на соблюдение национального суверенитета, так и частные компании, в современных условиях также предпочитающие российские предприятия. Это относится к рыбопромысловому, транспортному, пассажирскому, обслуживающему и другим флотам.

Предприятиям важно планировать свою выручку как в средне-, так и в долгосрочной перспективе, именно поэтому необходимо увеличить сроки действия инвестиционных соглашений. Помимо продления срока, наиболее целесообразным выглядит оплата судоремонтным предприятием НДС с последующим выделением из бюджета субсидии данному предприятию в объёме ранее выплаченного налога. Решение не может быть шаблонным, а должно учитывать существующий спрос и быть направлено как на развитие существующих производственных мощностей, так и на создание новых. При этом особо следует отметить необходимость развития кластерной политики и возможности применения господдержки именно к кластерам. Как показывает мировой опыт, оперативное выстраивание кооперационных связей значительно повышает как качество судоремонта, так и его скорость, тем самым делая кластер, состоящий из нескольких небольших организаций, гораздо более эффективным по сравнению с одним крупным предприятием.

Часть предложений не нашла поддержки в Минфине России: в министерстве считают, что такие изменения закона в итоге могут привести к увеличению потерь федерального бюджета. При этом некоторые поправки все-таки могут быть учтены. Но при условии, что регионы и судоремонтные предприятия предоставят дополнительные обосновывающие материалы и расчеты.

Председатель профильной комиссии РСПП, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев:

— Рыбацкое сообщество является одним из основных интересантов развития судоремонтного потенциала России. Качественный судоремонт — это основа эффективного и безопасного использования рыбацкого флота.

Сейчас российские рыбопромышленники вынуждены ремонтировать основную часть своего средне- и крупнотоннажного флота за рубежом, так как наши судоремонтникам пока не могут обеспечить тот же уровень по конкурентной цене. Эффективная реализация такой важной меры господдержки, как нулевой НДС, могла бы изменить ситуацию.
Кстати
По данным АО «Нордик Инжиниринг», в Российской Федерации находятся 1031 предприятие, относящееся к судоремонту и модернизации судов, имеющие Свидетельство о признании РКО, которые располагаются в 208 городах.   
 Среди судоремонтных предприятий, имеющих Свидетельство о признании РКО, большая часть зарегистрированы в Санкт-Петербурге (140 предприятий и организаций различных форм собственности). Второе место занимает Нижний Новгород, в котором в судоремонт вовлечены 54 предприятия. Москва — на третьем месте с 52 зарегистрированными предприятиями различных форм собственности.   
При этом выручка рассмотренных судоремонтных предприятий распределилась несколько иным образом: лидером остается Санкт-Петербург, но второе место занимает Северодвинск, а Москва — на третьей позиции.
 Всего в России на предприятиях, вовлеченных в судоремонт, занято 277,5 тысяч человек.

Кстати

По данным АО «Нордик Инжиниринг», в Российской Федерации находится 1031 предприятие, относящееся к судоремонту и модернизации судов, имеющие Свидетельство о признании РКО, которые располагаются в 208 городах.

Среди судоремонтных предприятий, имеющих Свидетельство о признании РКО, большая часть зарегистрирована в Санкт-Петербурге (140 предприятий и организаций различных форм собственности). 

Второе место занимает Нижний Новгород, в котором в судоремонт вовлечены 54 предприятия. Москва — на третьем месте с 52 зарегистрированными предприятиями различных форм собственности. 

При этом выручка рассмотренных судоремонтных предприятий распределилась несколько иным образом: лидером остается Санкт-Петербург, но второе место занимает Северодвинск, а Москва — на третьей позиции.

Всего в России на предприятиях, вовлеченных в судоремонт, занято 277,5 тысяч человек.

Инфографика — АО «Нордик Инжиниринг», фотографии — ИАА «ПортНьюс» и с сайта Росконгресс