1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Морские порты России: итоги 2023 года

23 января 2024   12:30

Морские порты России: итоги 2023 года

По итогам 2023 года перевалка грузов в российских портах выросла на 5,1% к уровню 2022 года — до 884,7 млн тонн, что стало максимальным значением за последние годы. Однако в четвертом квартале впервые за год был зафиксирован спад (-6,3% к четвертому кварталу 2022 года).

Значимый спад перевалки по итогам года характерен для трех видов грузов — руд (-22,3%), черных металлов (-12,9%) и нефтепродуктов (-11,5%).

Основными факторами этого спада были европейские санкции (для черных металлов и нефтепродуктов) и сокращение закупок европейскими потребителями даже в отсутствие официальных запретов (для руд). По рудам и черным металлам снижение перевалки к четвертому кварталу стабилизировалось (-3,4% и +0,8% соответственно к уровню аналогичного периода 2022 года). По нефтепродуктам, наоборот, падение ускорилось (-25,6%), чему способствовали введенные летом и осенью внутренние ограничения и заградительные пошлины на вывоз бензина и дизельного топлива для стабилизации цен на российском рынке.

По итогам года небольшое сокращение перевалки наблюдалось для угля (-0,4%) и сжиженных газов (-3,2%). Спад для угля сформировался по итогам четвертого квартала (-21,5%). Для сжиженного газа, напротив, в четвертом квартале зарегистрирован прирост (+0,9%), что во многом связано с окончанием ремонтов на заводах по производству СПГ.

Прирост по итогам 2023 года показала нефть (+6,3%) и грузы в контейнерах (+10,5%). Положительная динамика была зафиксирована и в четвертом квартале (+7,1% и +14% соответственно). Этого удалось достигнуть за счет переориентации экспорта нефти и развития новых российских и зарубежных контейнерных сервисов.

Наконец, значительный рост перевалки — более чем в полтора раза — обеспечили удобрения (+51,8%) и зерновые грузы (+55,6%). Столь весомое увеличение связано с развитием терминалов Балтийского бассейна («Ультрамар», терминалы Санкт-Петербурга). На рост перевалки зерна оказали положительное влияние высокий урожай и расширение экспортных квот. Однако эффект от этих факторов постепенно исчерпывается: по итогам четвертого квартала прирост перевалки удобрений оказался существенно ниже, чем в предыдущие кварталы (+35,6%), а по зерну был зафиксирован спад (-5,3%).

Если говорить о бассейнах, то по итогам года наблюдалось снижение перевалки только в Арктическом (-0,7%), что связано с сокращением перевалки нефти и руд, в первую очередь, в направлении европейских стран. Ограниченный прирост наблюдался в Балтийском (+2,1%) и Дальневосточном бассейнах (+4,4%). На Балтике рост сдерживается спадом экспорта в Европу, а на Дальнем Востоке — ограниченной пропускной способностью железнодорожной инфраструктуры.

Высокая положительная динамика в Азово-Черноморском бассейне (+10,1%) объясняется значительной долей отгрузок зерна, для которого был характерен рост экспорта. Максимальный прирост перевалки грузов наблюдался в Каспийском бассейне (+29,5%), также в основном за счет сельхозпродукции. В то же время наблюдалась переориентация экспортных отправок угля из портов Юга в порты Северо-Запада.

Перевалка контейнеров за 2023 год выросла на 15% и достигла почти 5 млн ДФЭ. Напомним, рекордный контейнерооборот был зафиксирован в 2021 году (5,6 млн ДФЭ). Таким образом, спад 2022 года все еще не компенсирован. При этом в четвертом квартале прирост перевалки контейнеров несколько замедлился в сравнении с предыдущими двумя кварталами — до 21,6% (к четвертому кварталу 2022 года). Положительная динамика перевалки контейнеров по итогам года зафиксирована во всех бассейнах, кроме Арктического (-10,1%). В Дальневосточном бассейне рост составил 12,1%, в Балтийском — 13,9%, в Азово-Черноморском — 30,9%, в Каспийском — 35,4%.

В 2024 году можно ожидать дальнейшего роста перевалки грузов в портах по мере ввода в строй и выхода на плановые мощности новых терминалов («Лавна», «Суходол», «Утренний» и т.д.), развития подходов к портам Северо-Запада и Юга, расширения Восточного полигона и наращивания показателей российских контейнерных сервисов.

С инфографикой можно ознакомиться по ссылке >>>>
При использовании материалов ссылка на совместный проект ИПЕМ и «ПортНьюс» обязательна.

С инфографикой можно ознакомиться по ссылке >>>>

При использовании материалов ссылка на совместный проект ИПЕМ и «ПортНьюс» обязательна.

Автор

Коллективное