Ушедший год стал временем закрепления тенденций, сформировавшихся в 2022 году. В первую очередь это разворот внешней торговли на Восток и Юг, активизация арктических проектов. Не случайно некоторые ранее подзабытые проекты получили второе дыхание, хотя их реализация по-прежнему под вопросом.
Эксперт Фонда развития несырьевого неэнергетического экспорта Софья Каткова: «Я вижу перспективы у каждого порта в нашей стране. Не должен быть рост одних портов за счет других. Конечно есть «звезды» среди портов. Но перекосы всегда чреваты непредсказуемыми последствиями. У каждого порта есть свое «историческое место» в развитии. Однако проблема чаще всего лежит в отсутствии достоверной, важной или существенной информации, а чаще всего — в непонимании и даже в незнании географии. И еще крайне важен целостный подход. Нельзя принимать фрагментарных решений. Все решения должны органично вписываться в общую стратегию развития транспортной инфраструктуры страны» |
Глубинные интересы
Проект создания глубоководного порта в Архангельске обсуждается уже много лет. Однако в прежних условиях в нем не видели большого смысла: железная дорога в дальневосточном направлении не была настолько забита грузами, как сейчас. За последние два года все кардинально поменялось: возник острый дефицит провозной способности железнодорожной инфраструктуры, а порты с прямым выходом в мировой океан, без необходимости проходить Датские или Черноморские проливы, стали более востребованы в связи с геополитической обстановкой. Как следствие — вырос интерес и к порту Архангельск.
Так, на состоявшейся в декабре 2023 года встрече с президентом России Владимиром Путиным губернатор Архангельской области Александр Цыбульский вновь поднял вопрос о комплексном развитии Архангельского транспортного узла и создании глубоководного района. По мнению главы региона, данный проект необходимо включить в план развития Северного морского пути (СМП) до 2035 года. Ввод в эксплуатацию глубоководного района, в соответствии с новыми планами, должен состояться в 2031 году, а грузооборот составит до 25 млн тонн в год к 2040 году.
По мнению экспертов, основой грузовой базы должна стать продукция лесообрабатывающего комплекса. Ее отгрузка морским транспортом поможет разгрузить и без того перегруженную железнодорожную инфраструктуру. Как считает эксперт Фонда развития несырьевого неэнергетического экспорта Софья Каткова, глубоководный район целесообразно разместить в районе Куйского маяка и Мыса Керец.
Главным минусом проекта, как и раньше, является высокий уровень капитальных затрат на его реализацию в то время, когда имеются более приоритетные проекты развития транспортной инфраструктуры (прежде всего Восточный полигон), требующие вливаний государственных средств.
Старая Новая Земля
В Архангельской области имеется еще один проект — освоения Павловского месторождения и строительства в его рамках на архипелаге Новая Земля морского терминала по отгрузке свинцово-цинкового концентрата с годовом грузооборотом в 357 тыс. тонн в год. Проект планировалось ввести в эксплуатацию в 2026 году. Учитывая, что спрос на цветные металлы растет, поскольку без них немыслимо развитие электроники, проект имеет право на существование.
Однако из-за санкций инвестор проекта — АО «Первая горнорудная компания» (ПГРК, входит в структуру холдинга АО «Атомредметзолото», дочернее предприятие «Росатома»), была вынуждена отказаться от наиболее рентабельного плавучего варианта обогатительной фабрики. Сможет ли инвестор найти иное экономически обоснованное решение — вопрос открытый.
Проблема еще и в том, что данный проект изначально был ориентирован на поставки в Европу. То есть теперь он нуждается в полном переформатировании с расчетом на иные рынки сбыта и следовательно — иную логистику и экономику.
Идет ли груз в Индигу?
Разговоры о строительстве порта в Индиге (Ненецкий автономный округ) идут много лет. Сейчас проектом создания здесь незамерзающего глубоководного порта занимаются Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Группа компаний «Руститан», корпорация АЕОН и компания «ИнфраВЭБ». В соответствии с заявляемыми планами, грузовая база проекта оценивается в 67 млн тонн в год.
Предполагается, что южный район порта будет специализироваться на работе с нефтепродуктами, а северный сможет принимать крупные суда дедвейтом до 250 тыс. тонн. При этом на первом этапе планируется создать терминал, работающий по схеме трансшипмента.
Риски проекта видятся в том, что для его реализации необходимо строительство Северного широтного хода, по которому «воз и ныне там». Поэтому пока мы видим этот проект как терминал, предназначенный под отгрузку титана с Пижемского месторождения.
Найти Найбу
Еще один амбициозный глубоководный проект заявлен к реализации в порту Тикси в районе села Найба. Действующий порт нельзя назвать глубоководным — глубины здесь не превышают 5,8 м. После реализации проекта глубины здесь будут достигать 13 м, что обеспечит швартовку судов любых типоразмеров, способных проходить по Севморпути.
Мощность нового района заявлена в 30 млн тонн в год. В качестве грузовой базы рассматриваются грузы северного завоза, проектные грузы для арктических строек, продукция горнорудного кластера, создаваемого в соседних Усть-Янском и Верхоянском районах.
Данный проект, как и многие другие, ориентированные на судоходство по Севморпути, зависит от возможностей по обеспечению круглогодичной навигации и наличию флота соответствующего ледового класса. Заявленный грузооборот, впрочем, представляется завышенным. Кроме того, необходимо привлечение дноуглубительного флота, с которым после ухода западных игроков с российского рынка имеются сложности.
Многофункциональный Поронайск
Проект создания многофункционального грузового района на Сахалине в районе Поронайска был анонсирован в 2021 году. Он станет еще одним портовым проектом, реализующимся по концессионной схеме (по аналогии с «Портом Лавна» в Мурманской области). Согласно условиям соглашения, инвестор должен построить портовый комплекс мощностью до 14,5 млн тонн в год до конца 2026 года.
Губернатор Сахалина Валерий Лимаренко: «Вместе с «Газпромом» планируем создавать завод по производству топлива. Возможно и нефтехимическое производство, а в непосредственной близости от него — мощности по выпуску минеральных и азотных удобрений, средств защиты растений полного цикла, кормового белка. Эти производства будут связаны с глубоководным портом на восточном побережье с нефтяным, угольным, газоконденсатным и бункеровочным терминалами. Проектирование транспортного объекта уже завершено». |
Если оценивать перспективы проекта, то он имеет под собой экономические основания. Так, Дальний Восток испытывает дефицит топлива из-за проблем с логистикой, а локальное производство минудобрений найдет рынки сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Дальний Восток нуждается в создании производств на местах, чтобы не везти грузы из других областей России по и без того перегруженным железным дорогам. Соответственно, прямой выход на рынки АТР требует создания глубоководных портов.
Изначально сообщалось, что к строительству приступят с середины 2023 года, однако официальной информации о старте работ пока не было.