• 28 ноября 2023

    Цвет логистики: металлам прописали контейнеризацию

    Цветные металлы – один из наиболее доходных и востребованных грузов в мировой торговле. Тем не менее в 2023 году это был один из немногих грузов, перевалка которого через морские порты России падала. Проблема не только в санкциях, но и перегруженности железнодорожной инфраструктуры другими грузами с более высокой приоритетностью. Эксперты видят выход в увеличении уровня контейнеризации цветмета.

    Спрос на цветные металлы в мире будет расти, поскольку без них невозможно производство электроники, аккумуляторов, облегченных материалов, то есть всего того, что составляет актуальную повестку «энергетического перехода» и «четвертой промышленной революции». Россия играет важную роль в мировой торговле цветными металлами.

    Логистика цветных металлов в России отражает общую тенденцию переориентации внешней торговли на Восток: единственным бассейном, где рос грузооборот цветмета, был Дальневосточный. Чтобы улучшить логистику в условиях перегрузки железнодорожной инфраструктуры, необходимо наращивать уровень контейнеризации в данном сегменте.

    По собственному прогнозу компании «Метисследования», который предложил ее представитель Георгий Гончаров в ходе международного форума «Цветные металлы России и СНГ. Добыча, строительство и модернизация предприятий», объем мировой торговли цветными металлами к 2030 году вырастет почти на треть и превысит $250 млрд в год. При этом, по оценкам компании, объем торговли по итогам 2023 года составит почти $191 млрд.

    Как сообщил в ходе форума ведущий эксперт департамента секторов экономики Минэкономразвития России Виктор Бобылев, доля экспорта цветных и драгоценных металлов из России в недружественные страны по итогам 9 месяцев 2023 года сократилась до менее 23% против 70% до введения санкций.

    Россия не только экспортирует, но и импортирует цветные металлы: доля импортной меди во внутреннем потреблении достигает 40%, алюминия 25%. По прогнозу, по итогам 2023 года импорт меди в РФ вырастет на 4,8% и составит 133 тыс. тонн, ожидается и небольшой рост импорта алюминия.

    Как рассказала в ходе форума председатель Алюминиевой ассоциации Ирина Казовская, в настоящее время внутри России производится около 4 млн тонн алюминия в год, а внутреннее потребление составляет 1 млн тонн в год. Российские компании, входящие в ассоциацию, ставят своей целью нарастить внутренние продажи алюминия до 1,5-2 млн тонн в год к 2030 году. Алюминий, среди прочего, все более активно используется в российском судостроении.

    Если посмотреть на статистику перевалки через морские порты по итогам января-сентября текущего года, то грузооборот цветных металлов сократился более чем на 15%, до 2,48 млн тонн. Перевалка снижалась по всем бассейнам, кроме Дальневосточного, где имелся прирост более чем на четверть, что отражает разворот торговли на Восток. При этом перевалка через порты Прибалтики практически обнулилась.

    Анализ отгрузок показывает, что погрузка цветных металлов снижалась на терминалах, ориентированных на работу с контейнерами в Южном и Дальневосточном бассейнах, при этом на ряде универсальных терминалов она росла. Это объясняется, на наш взгляд, увеличением загрузки контейнерных терминалов на этих направлениях на фоне низкого уровня контейнеризации цветных металлов.

    По данным, приведенным в ходе форума членом совета потребителей по вопросам деятельности ФГУП «Росморпорт», экспертом Фонда развития несырьевого неэнергетического экспорта Софьей Катковой, уровень контейнеризации в логистике цветных металлов составляет порядка 28%. А если убрать из этой статистики спецконтейнеры «Норильского никеля», то показатель сократится всего до 6%. Соответственно, в условиях перегрузки железнодорожной инфраструктуры по всем направлениям, а особенно на дальневосточном и южном, неконтейнеризированные цветные металлы окажутся где-то ближе к концу списка приоритетов железнодорожников, в то время как контейнеры находятся в его начале. Соответственно, для улучшения логистики цветмета необходимо более плотно заняться контейнеризацией.

    Если говорить о новых месторождениях, ориентированных на морской транспорт, то можно выделить такие, как проект строительства Баимского ГОКа с ежегодным объемом производства порядка 300 тыс. тонн меди, подразумевающий строительство морского терминала в границах порта Певек, а также проект создания порта Индига корпорации AEON и компании «Руститан», где, в том числе, предполагается перегружать титан с Пижемского месторождения.

    Как сообщил на форуме генеральный директор «Инфомайн» Игорь Петров, Россия за счет освоения новых месторождений в ближайшие шесть лет может стать одним из крупнейших производителей меди в мире.

Автор

Виталий Чернов

news@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен