Позицию профильного министерства озвучил заместитель министра энергетики РФ Сергей Мочальников в ходе круглого стола «Энергетика и транспортная инфраструктура. Синергия и зависимость» на «Транспортной неделе-2023» в Москве.
- Транспортные артерии – связующие звенья всей экономики. В 2012 году угольная отрасль была одной из первых, кто увидел перспективу в развитие восточного направления, и началась модернизация БАМа: первый, второй этапы, готовимся к третьему. Перед угольной отраслью сегодня стоит непростая задача как по экспорту угольной продукции, так и по обеспечению внутреннего рынка угольной энергогенерацией.
Экспорт угля имеет существенное влияние на внутренний рынок. Оптимизация производственного процесса напрямую связана с объемом добычи. Объем добычи оказывает влияние на себестоимость угля, который идет на внутренний рынок. Наличие свободного экспорта позволяет обеспечивать внутренний рынок по оптимальным ценам. От экспорта зависит, какую максимально низкую цену на угольную продукцию может позволить себе предложить производитель, чтобы обеспечить потребности внутреннего рынка. А это - задача номер один!
Если смотреть всплеск середины 2000 годов, цена поставки на внутренний рынок и цена экспортных контрактов, с учетом того, что тогда не было ограничений на Восточном полигоне, можно увидеть на сколько велик спред между ценами внутреннего рынка и экспортными. Сегодня цены гораздо ближе друг к другу. Это говорит о том, что мы недостаточно добываем, чтобы понижать цены на внутреннем рынке.
Если говорить о результатах, то задача 2023 года удержаться в параметрах 2021-2022 гг. То есть добыча в районе 440 млн тонн в год, а экспорт в районе 220 млн тонн в год, плюс-минус, конечно.
Нам удалось переориентировать на страны АТР потерянные объемы Европы, и нужно закрепиться на этих рынках. Однако мы ограничены железнодорожной инфраструктурой. Сегодня спрос рынка АТР существенно превышает наши возможности по вывозу, даже используя порты Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада. Хотя в последние месяцы и в этом направлении есть ограничения доступа к портам.
Таким образом, спрос на российский уголь в текущий момент минимум вдвое превышает наш вывоз на экспорт.