Уникальная буксировка полупогружной плавучей буровой установки (ППБУ) «Северное Сияние» через акваторию Северного морского пути выполнена без помощи ледокола. Почти 6 тысяч морских миль из Мурманска в Приморье караван прошел за 44 дня. Об особенностях проводки «Северного сияния» ИАА «ПортНьюс» рассказал участник этой морской операции заместитель начальника отдела ПАО «Газпром» Никита Першин.
– Никита Вячеславович, расскажите, пожалуйста, зачем понадобилось перевозить плавучую буровую установку на Дальний Восток и чем был обусловлен выбор маршрута?
– Транспортировка ППБУ «Северное Сияние» из Мурманска в бухту Соколовская Приморского края была выполнена для последующего проведения докового ремонта плавучей буровой установки на Судостроительном комплексе «Звезда». Такой ремонт требуется для всех судов в рамках надзора классификационного общества «Российский морской регистр судоходства». Плавучая буровая установка в соответствии с Кодексом торгового мореплавания классифицируется как судно.
Выбирая маршрут буксировки, мы стремились минимизировать его протяженность и обеспечить максимальную безопасность. Северный морской путь сегодня – это надежная транспортная артерия, проходящая вдоль российского побережья, это самый короткий маршрут от Мурманска до Владивостока, а в процессе перехода буксирный караван не покидает исключительную экономическую зону Российской Федерации.
Чтобы встретить меньше льда по пути следования, наш буксирный караван вывел ППБУ «Северное сияние» из Кольского залива 31 августа, а 13 октября 2023 года, успешно преодолев наиболее опасные для судоходства море Лаптевых и Восточно-Сибирское море, буксировка завершилась в бухте Соколовская Японского моря.
– Как вы определили наиболее благоприятное время для этой операции?
– Время проводки с учетом воздействия льдов на буксирный караван было заранее проработано с научно-исследовательскими институтами и Росатомом. Мы определили основные точки, где могли встретить лед, – это был пролив Велькицкого и Новосибирские острова.
В целом на протяжении всего маршрута вода была чистой. Пролив Вилькицкого мы прошли успешно, встретив разреженный лед, который обошли буксирным караваном, маневрируя между остатками ледовых образований. На севере Новосибирских островов также обошли по чистой воде разреженный лед.
К нашему удивлению, большие многолетние ледовые поля встретились в районе пролива Лонга и с севера острова Врангеля. Здесь мы подобрали буксиры и ледовые поля обошли стороной.
– Что значит «подобрали буксиры»?
– Подобрали буксиры – это значит, уменьшили длину буксирного троса. Обычная длина буксира (троса) составляла порядка 600-800 м, а мы сократили ее до 100 м, чтобы легче было маневрировать.
– Итак, вы прошли Севморпуть без ледокола. Но вы могли воспользоваться ледокольной проводкой в любой момент?
– Да, мы предварительно договорились с Росатомом: если бы нам понадобился ледокол, мы могли бы его привлечь. Но ледовая проводка нам не потребовалось, что позволило удешевить весь проект буксировки плавучей буровой установки примерно на 20-25%.
Когда караван проходил Новосибирские острова, то там дежурил атомный ледокол «Таймыр». Мы его встретили, посмотрели на него и прошли дальше. Мы знали, что, в случае необходимости, ледокол пришел бы к нам на помощь.
– Какие трудности ждали караван дальше? В начале осени на Дальнем Востоке бушевали тайфуны.
– В Беринговом море основную трудность для нас могли представлять тихоокеанские тайфуны. Поэтому, пройдя Берингов пролив, мы ускорили движение каравана, задействовав винто-рулевые колонки плавучей буровой установки, а все буксиры пошли полным ходом. Берингово море удалось пересечь достаточно быстро. Если бы караван проходил позже, то попал бы в довольно сильный тайфун с 5-метровыми волнами, который поднимался с юго-запада. А так мы даже успели отпустить буксиры поочередно на бункеровку в районе полуострова Камчатка.
Тайфун мы переждали за островом Парамушир – это один из северных островов Курильской гряды. Ветер по прогнозу мы ожидали 22 м/сек. По факту, к сожалению, он оказался сильнее – 48 м/сек. Поэтому мы снялись с якоря и ходили со скоростью в один узел по направлению юг – север с тем, чтобы удерживать плавучую буровую установку.
Второй тайфун настиг нас у Сахалина, поэтому мы не сразу пошли в пролив Лаперуза – это южная точка острова Сахалин, пролив отделяет российский остров от Японии. Нам пришлось проследовать на запад, и только после прохождения шторма мы легли курсом на юг, дошли до пролива Лаперуза, которым проследовали в Японское море, а затем благополучно достигли Приморья.
Мы пришли на 5 суток раньше запланированного времени. Средняя скорость буксировки у нас была 6,4 – 6,7 узла. Довольно быстро преодолели Баренцево, Карское, Берингово и Охотское моря. Максимальная скорость – 9,5 узлов – была у нас в проливе Лаперуза.
В бухту Соколовская мы пришли 13 октября и сразу начали операцию по постановке полупогружной плавучей буровой установки на якоря.
– Насколько сложно надежно установить плавучую буровую установку в море?
– Один буксир удерживал плавучую буровую установку, два других буксира в это время ставили якоря. Сначала внешние якоря, потом внутренние. Всего установлено 8 якорей, каждая якорная цепь – более 1 тысячи метров.
Перед постановкой плавучей буровой установки на якоря летом этого года были выполнены инженерные изыскания, чтобы оценить грунты и их поверхности. Потом ЦНИИМФ разработал план постановки, где была учтена пенетрация якорей (погружение якоря – примечание ИАА «ПортНьюс»).
– А как выбиралась конфигурация буксиров для проводки?
– План буксировки был разработан учеными ЦНИИМФ. Состав буксиров выбирался с точки зрения обеспечения безопасности движения каравана. В процессе буксировки буксиры менялись. На первом, самом сложном этапе, от порта Мурманск до Восточно-Сибирского моря, использовалось транспортно-буксирное судно, которое имеет усиленный ледовый класс. Это, по сути, – ледокол! Остальные суда шли рядом в сопровождении. Потом первый мы отпустили.
От Восточно-Сибирского до Берингова моря лидирующим был другой буксир, от Берингова моря до бухты Соколовская – третий. И, кроме того, еще одно буксирное судно шло в караване на протяжении всей буксировки в рамках мобилизации на Дальний Восток.
– Где вы бункеровали суда, следовавшие в караване?
– С учетом того, что на Севморпути не было мест, где мы могли пополнить запасы, все необходимое брали с собой в Мурманске. Объема бункеровки буксиров хватило на весь проход по Севморпути. Мы рассматривали вариант бункеровки на рейде порта Певек, но не стали туда заходить из-за сложной ледовой обстановки в порту.
Следующую бункеровку выполнили на Камчатке. Там буксиры из каравана уходили на бункеровку и догоняли караван по очереди.
– Итак, теперь «Северное сияние» находится в Приморье. Как будет проводиться ремонт установки?
– Сейчас ремонт ППБУ «Северное сияние» будет производиться на плаву в бухте Соколовская. Затем весной она встанет в док. После докования «Северное сияние» вернется к работам на континентальном шельфе.
– Ваш опыт проводки по Севморпути выявил ли какие-то недостатки?
– Надо отдать должное, что все административные службы в Арктике работают слаженно, что значительно облегчает задачи судоводителей. Все разрешения на плавания в акватории Северного морского пути мы получили вовремя, вопросов не возникло.
Очень полезными были рекомендации ФГБУ «Главсевморпуть» по всему пути следования через Севморпуть, они нам очень помогли. Каждый день мы получали от специалистов Главсевморпути корректировку маршрута в зависимости от развития ледовой обстановки в регионе. Кроме того, мы смотрели и другие источники информации, принимали решения и по ним следовали.
Если мы при небольшой скорости прошли трассу Севморпути самостоятельно без ледокольного сопровождения, то суда без ограничений однозначно могут беспрепятственно проходить по этому важнейшему международному маршруту.
Справка ИАА «ПортНьюс»
ППБУ «Северное Сияние» принадлежит ПАО «Газпром» и работает под российским флагом. Эксплуатирующая организация — АО «Газпром шельфпроект» (центр инженерно-технических компетенций по реализации морских проектов «Газпрома»).
ППБУ «Северное сияние» относится к самоходным плавучим буровым установкам катамаранного типа с двумя понтонами и шестью стабилизирующими колоннами, поддерживающими верхнее строение. Гигантская стальная конструкция имеет водоизмещение 59 260 тонн и экипаж 78 человек. Только видимая часть установки возвышается на 118 метра над водой, длина верхнего строения ‒ 85 метров, ширина ‒ 73 метра, мощность основной силовой установки ‒ 32 МВт.
Две однотипные буровые ледового класса «Северное сияние» и «Полярная звезда» были построены на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ, входит в Группу ОСК) и спущены на воду в 2011 году. Такая установка способна проводить разведочное и эксплуатационное бурение газовых и нефтяных скважин глубиной до 7500 метров на глубине моря до 500 метров даже при наличии битого льда.