• 3 ноября 2023

    Европа вылетела из трубы: пойдет ли газ в Азию?

    Россия, обладая крупнейшими в мире разведанными запасами природного газа, все еще плотно «сидит» на иностранном оборудовании. Хотя спрос на СПГ и другие энергоносители в азиатских странах будут расти, чтобы произвести и вывезти их придется заняться импортозамещением, локализацией и приобретением флота, а также столкнуться с высокой конкуренцией на спотовом рынке.

    Коротко: Потерю трубопроводного рынка газа в Европе России придется компенсировать наращиванием поставок СПГ в страны АТР и «глобального Юга». Однако это – высококонкурентный рынок, выжить на котором можно будет лишь создавая прибавочную стоимость: за счет строительства собственного флота, импортозамещения и локализации производства соответствующего оборудования, развития газохимии.

    В силу известных причин Россия потеряла высокорентабельный рынок трубопроводного газа в Европе. В то же время крупнейшие страны Азии и т.н. «глобального Юга» планируют наращивать потребление природного газа, а также газохимии. Проблема заключается в том, что газопроводы на все эти рынки не протянешь и делать ставку придется во многом на сжиженный природный газ (СПГ), торгуемый на конкурентном спотовом рынке.

    Как заявил первый заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин на «Петербургском международном газовом форуме – 2023» (Газовый форум), Россия к 2035 году планирует занять до 20% мирового рынка сжиженного природного газа, при том что сейчас на долю страны приходится около 7-8% производства СПГ. Также остаются актуальными планы по утроению производства СПГ к 2030 году до 100 млн тонн в год.

    По данным Института нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ), в России заявлено 70 проектов по сжижению природного газа. В случае реализации всех из них, производство СПГ в России может достичь 250 млн тонн в год.

    В свою очередь руководитель по аналитике Аналитического центра ТЭК Дарья Козлова в ходе Газового форума представила прогноз, в соответствии с которым спрос на СПГ в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) будет расти быстрее, чем в целом в мире. Кроме того, будет расти и спрос на продукцию газохимии. Так, по данным аналитика, мировой спрос на СПГ к 2030 году увеличится на 40%, а спрос в АТР — на 50%. При этом в 2025-2030 годах ожидается пик ввода мощностей по сжижению и регазификации природного газа.

    Крайне перспективным и пока малоосвоенным рынком для поставок российских энергоносителей является индийский. Так, по информации выступившего в ходе Газового форума генерального консула Индии в Санкт-Петербурге Кумара Гаурава, спрос на нефть в Индии к 2040 году должен удвоиться, а на природный газ — утроиться. «Если доля российской нефти в общей структуре импорта в феврале 2022 года составляла менее 1%, то в мае 2023 года она составляла уже 42%, превысив совокупный объем закупок нефти у Ирака и Саудовской Аравии, ОАЭ и США», — рассказал генеральный консул.

    Он также отметил, что долю сжиженного природного газа (СПГ) в общем энергобалансе Индии планируется увеличить с 6% сейчас до 15% к 2030 году. «Для российских компаний в связи с этим открываются гигантские возможности»,  считает представитель Индии.

    Кроме того, Индия намерена увеличивать потребление метанола, водорода, других альтернативных видов топлива и заинтересована в сотрудничестве с российскими предприятиями в этой сфере.

    Отметим в этой связи, что 3 ноября 2023 года президент России Владимир Путин подписал закон о расширении перечня компаний, которым предоставляется исключительное право на экспорт СПГ, в который включаются все арктические проекты по сжижению газа.

    С «иглы» на «иглу»

    Тем не менее наличия газа мало – нужно его еще добывать, сжижать, хранить и транспортировать. И здесь вопрос упирается в логистические и технологические проблемы.

    Долгое время российская газовая индустрия находилась в зависимости от поставок иностранного, в основном западного, оборудования и технологий. Теперь, когда этот канал оказался перекрыт, предприятия обращаются к азиатским, в основном китайским, партнерам. Однако пересадка с одной «иглы» на другую не решает проблему зависимости от внешних поставщиков концептуально.

    Так, по мнению выступившего в ходе Газового форума заместителя генерального директора АНО «Агентство исследований промышленных рисков» (ГК «Промышленная безопасность») Глеба Чуркина, России необходимо стремиться к закрытию рынка для всех иностранных поставщиков, включая азиатских. «Вопрос в том, что нужно закрывать рынок СПГ от всех, кто не в Российской Федерации. Если будем менять западный рынок оборудования на китайский, то мы опять останемся у разбитого корыта и скажем, что нас опять обманули», — сказал эксперт.

    Глеб Чуркин обосновал свое мнение тем, что иностранные поставщики оборудования, как правило, не следуют российским стандартам промышленной безопасности, а доля российских потребителей в общем объеме продаж соответствующего оборудования, например, Китаем составляет лишь 2%, что позволяет производителям из КНР относиться к российским клиентам как к малозначимым.

    Еще одна проблема – транспортировка. Практически все проекты по сжижению СПГ в России, за исключением сахалинского, были ориентированы на торговлю с Европой. Если говорить о транспортировке СПГ, например, в Индию или страны АТР, то придется столкнуться с логистическим вызовом: транспортное плечо сильно возрастает, необходимо привлекать дополнительный специализированный флот газовозов СПГ, возможно, думать над созданием промежуточных пунктов перегрузки СПГ.

    Так, по мнению выступившего на Газовом форуме директора по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов Алексея Белогорьева, существующий флот газовозов недостаточен для налаживания стабильных поставок СПГ в страны «глобального Юга». Более того, даже если это удастся сделать, такие поставки не будут столь же маржинальны, каковыми были поставки трубопроводного газа в Европу.

    Таким образом, эпоха «легких денег» для российских газовиков осталась позади. Наступило время острой конкуренции, в которой можно будет зарабатывать, лишь создавая прибавочную стоимость. Как это сделать? Инвестировать в импортозамещение, создание СП с партнерами из дружественных стран, строить собственный флот, развивать газохимию и внутренний рынок.

Автор

Виталий Чернов

news@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен