Фото предоставлено пресс-службой FESCO
Транспортная группа FESCO сообщила, что в состав ее флота вошел новый контейнеровоз, получивший имя «Капитан Бянкин». Судно названо в честь капитана дальнего плавания, выдающегося руководителя «Дальневосточного морского пароходства» (головная компания FESCO) и реформатора отечественной отрасли морских грузоперевозок – Валентина Петровича Бянкина.
Во многом именно благодаря ему 60-е и 70-е годы прошлого века стали периодом прорыва советского торгового флота на мировой рынок морской логистики, а наша страна начала делать первые шаги в сторону контейнеризации.
Линейные и регулярные
Валентин Бянкин сделал блестящую карьеру, пройдя путь от четвертого помощника капитана до руководителя одного из крупнейших советских пароходств. Благодаря своему опыту, практической смекалке и чутью управленца в далекие 1960-е годы Бянкин смог увидеть наиболее перспективные направления развития отрасли.
В то время международный грузопоток стремительно рос и для его удовлетворения требовались регулярные судоходные линии между иностранными портами, работающие по расписанию. Среди руководителей советских пароходств он одним из первых понял перспективность линейного судоходства.
Так Валентин Петрович и тогдашний начальник Дальневосточного морского пароходства Станислав Александрович Лукьянченко инициировали открытие первой на Дальнем Востоке советской международной регулярной судоходной линии. Она пролегла по маршруту Владивосток – Муроран – Гонконг – Бангкок – Сингапур – Калькутта - Мадрас – Владивосток.
15 сентября 1967 года на международную линию вышел теплоход «Ванино» под командой капитана Юрия Пудовкина. Всего же работу линии обеспечивали три сухогруза типа «Андижан». Кроме «Ванино» здесь работали теплоходы «Нагаево» под командой капитана Павла Овсеенко и «Дальний» с капитаном Владимиром Таракановым.
Рождение FESCO
Но мало было только отправить суда в рейс, нужно было добиться узнаваемости пароходства на международном рынке фрахта. Чтобы подчеркнуть уникальность линии, было принято решение создать для нее специальный логотип, бренд. И тут на помощь пришел Лев Кудрявцев. По инициативе Льва Николаевича, который тогда руководил линейным отделом ДВМП, были разработаны международное название и логотип пароходства – Far Eastern Shipping Company (FESCO), и название самой линии – «FESCO – Indian Line».
Благодаря запуску регулярного международного направления дальневосточные моряки смогли проникнуть на рынок перевозок грузов иностранных фрахтователей. На руку сыграл еще и тот факт, что в это время флот ДВМП пополнился новыми судами. У пароходства появилась возможность использовать суда для перевозок не только своих внешнеторговых грузов, но и грузов иностранных фрахтователей.
Для многих работа на линии стала первой ступенью на пути к блестящей профессиональной карьере. Так, Геннадий Герасимчук и Николай Цах работали в должности групповых диспетчеров ДВМП. Впоследствии Герасимчук стал Директором Департамента морского транспорта Министерства транспорта РФ, а Цах – Министром транспорта РФ. Успешную работу линейных судов обеспечивали капитаны пароходства Ю.А. Пудовкин, В.Ф. Подшивалов, А.Д. Табакарь, А.И. Фатьянов, П.П. Кравец, А.В. Рогачёв, И.Д. Мухин, О.А. Джиджавадзе, В.М. Нехорошев.
По всему свету
Вслед за FESCO-Indian Line были официально объявлены и другие линии: FESCO-Australian Line, FESCO-Pasific, связавшая порты Японии и Юго-Восточной Азии с портами США и Канады. Эти направления долгие годы по праву считались гордостью пароходства. Была даже предпринята амбициозная попытка запустить кругосветную экспрессную линию FESCO-Gulf с тем, чтобы одни суда двигались с запада на восток, а другие – с востока на запад.
И если раньше для советских моряков перевозки в ГИФе были скорее случайностью, чем закономерностью, то запуск международных линий ситуацию изменил. Деловая хватка Бянкина позволила ДВМП занять достойную позицию на рынке грузов иностранных фрахтователей. Уже с середины 70-х один из ключевых показателей работы судоходной компании – чистая валютная выручка – резко пошел вверх.
Новый стандарт
В конце 50-х американский предприниматель Малколм Маклин изобрел новый способ перевозки грузов – с помощью контейнеров. А уже в 60-х контейнеры осваивал весь мир. В СССР к новому стандарту сначала отнеслись настороженно и вводить в работу не спешили. Бянкин понял все возможности контейнеризации, по его команде типовые лесовозы стали переоборудовать под перевозку контейнеров. Это позволило ДВМП выйти на рынок контейнерных перевозок задолго до того, как в пароходство стали поступать новенькие специализированные контейнеровозы. К этому моменту грузовладельцы уже хорошо знали эмблему FESCO и надежность ее линий.
Суперкарго
Бянкин стал инициатором еще одного новшества. Именно благодаря его настойчивости в Дальневосточном высшем инженерном морском училище имени адмирала Г. И. Невельского была открыта новая специальность – инженер водного транспорта. Первый выпуск специалистов состоялся в 1973 году. Из него Бянкин забрал к себе в пароходство девять самых перспективных выпускников, но прежде чем доверить работу инженера-эксплуатационника в аппарате управления, посадил каждого из них на 2-3 года на наиболее перспективные суда, введя новую штатную должность в судовой роли – грузовой помощник (суперкарго). Такая практика просуществовала лет десять, давая пароходству отлично подготовленных спецов, знающих, что такое грузовая база не понаслышке.
Сегодня, через много лет после ухода Валентина Петровича, трудно переоценить его вклад в развитие отрасли. Бянкин не просто смог понять дух перемен, он в полной мере использовал новые возможности времени для развития пароходства. Вместе с коллегами он создал бренд FESCO, вывел его на международный уровень и задал вектор развития компании на десятилетия.
Подготовлено пресс-службой FESCO по материалам публикации А. Островского «Жизнь и смерть Валентина Бянкина»