Вьетнам в ходе разворота российской внешней торговли на Восток становится для России одним из ключевых торговых партнеров. Правительство России ставит цель удвоить торговый оборот с Вьетнамом к 2025 году, доведя его до $10 млрд. При этом по итогам 2022 года морским транспортом из Вьетнама в Россию и обратно было перевезено 252,4 тыс. тонн грузов.
Россия и Вьетнам налаживают логистику для взаимной торговли с использованием морских, смешанных и железнодорожных маршрутов. Открываются регулярные сервисы. Есть и проблемы: дисбаланс контейнерного парка, приводящий к заторам в Московском транспортном узле. Преодолению дисбаланса будут способствовать перевозки по коридору "Север – Юг" и Северному морскому пути. |
Россия рассчитывает удвоить товарооборот с Вьетнамом к 2025 году, доведя его до $10 млрд.
Как сообщил ранее заместитель председателя правительства России Дмитрий Чернышенко, «Вьетнам – наш давний партнёр, отношения с которым традиционно носят дружественный характер и не подвержены конъюнктурным колебаниям. Укрепление стратегического партнёрства с Вьетнамом – один из приоритетов российской внешней политики в регионе. Как ориентир видим цель в $10 млрд товарооборота к 2025 году».
По его словам, для её достижения будет разработан комплексный план действий по основным направлениям совместной работы: промышленность, сельское хозяйство, энергетика, финансы, транспорт, цифровизация. Межправительственная комиссия также пополнится как минимум ещё двумя новыми рабочими группами – по транспорту и по цифровой трансформации.
Если говорить о номенклатуре перевозимых грузов, то из Вьетнама в Россию в основном идет кофе, чай, специи, резина, овощи и фрукты, рыбная продукция, изделия для оптических и фотографических, медицинских приборов и др. Россия экспортирует во Вьетнам, в основном, молочную и мясную продукцию, зерно и удобрения.
В ходе проведенных в октябре 2023 года дней Вьетнама в Москве вьетнамская логистическая компания Trustana представила данные, в соответствии с которыми объем морской торговли между двумя странами за 2022 год составил 252,4 тыс. тонн грузов, причем экспорт и импорт разделился примерно поровну.
Товары в основном грузятся в портах Владивосток, Санкт-Петербург, Новороссийск. При этом на Владивосток приходится обработка примерно 47% всех грузов, на Большой порт Санкт-Петербург – 23,5%, на порты Новороссийск и Восточный примерно по 8-9%.
Существуют также логистические схемы с перегрузкой в портах Китая и прямые железнодорожные перевозки.
Развиваются морские сервисы: так, транспортная группа FESCO запустила регулярные контейнерные линии, соединяющие вьетнамские порты Хошимин и Хайфон с Владивостоком.
Основная проблема рынка в целом сегодня — это дисбаланс контейнерного парка, имеющий отчасти традиционно сезонный характер, а отчасти связанный с текущим перекосом в международной логистике.
По данным Trustana, в России накапливается большое количество контейнеров, что приводит к очень низким ценам на подержанные контейнеры: в Москве сорокафутовые контейнеры продаются менее чем за $1000, по сравнению с почти вдвое большими ценами в других частях мира. Сложившаяся ситуация привела к серьезным заторам на российских железнодорожных терминалах, особенно в окрестностях Москвы. В компании насчитали порядка 150 тыс. порожних «ящиков», скопившихся под Москвой.
«Сейчас порожнего парка в центральной России значительно больше, чем в Китае. Это связано с дисбалансом экспортно-импортных потоков. Решению проблемы будет способствовать формирование альтернативных маршрутов, развитие коридора "Север – Юг" и СМП», — рассказал председатель совета директоров компании FESCO Андрей Северилов на Восточном экономическом форуме.
Развитие перевозок по коридору "Северо – Юг" и Северному морскому пути также позволит разгрузить Восточный железнодорожный полигон, который является «узким местом» для торговли с азиатскими странами в целом и Вьетнамом – в частности.