Угольный драйв: что ждет экспорт угля?
В целом объем экспорта угля из России может вырасти к 2030 году почти на треть — за счет угля с новых месторождений, в то время как кузбасский уголь пойдет преимущественно на внутренний рынок. При этом экспорт энергетического угля будет падать, а металлургического — расти. Перспективы экспорта угля из России обсуждали участники рынка и отраслевые аналитики в ходе бизнес-форума Coal Drive-2023.
Бизнес-форум Coal Drive проводится впервые. Для мероприятия, собравшего участников угольного рынка и ведущих отраслевых аналитиков, была избрана площадка на берегу Средиземного моря в Турции — стране, которая за полтора последних года стала одним из ключевых торговых партнеров России. Нельзя не отметить высокий уровень организации форума: для участников были организованы различные как деловые, так и развлекательные мероприятия, в частности, бизнес-тренинг на тему делегирования обязанностей, тайм менеджмента и ментального здоровья. |
В ходе форума обсуждались актуальные проблемы добычи и экспорта угля, мировые тенденции угольного рынка, ситуация с логистикой поставок угля в условиях санкций. Проверить точность прогнозов и правильность выводов, сделанных в ходе мероприятия, позволят дальнейшие встречи на форуме Coal Drive которые, как мы надеемся, станут ежегодными.
Тенденции мирового рынка
Экспорт энергетического угля, в том числе из России, в долгосрочной перспективе будет падать, в то время как металлургического, напротив, расти. Такой прогноз в ходе бизнес-форума Coal Drive 2023, который состоялся в Анталье с участием «ПортНьюс», сделал руководитель проектов «Яков и партнеры» Александр Умрихин. По его мнению, мировое потребление энергетического угля до 2050 года сократится от 27% до 52% в зависимости от сценария, хотя до 2030 года возможен слабый рост до 3% за счет спроса в Китае и Индии.
Иной ситуация выглядит для металлургического угля: здесь ожидается прирост спроса от 90 млн тонн до 270 млн тонн к 2050 году в зависимости от сценария. На горизонте до 2030 года прогнозируется рост от 2% до 9%. При этом наиболее активный спрос на металлургический уголь может быть в Индии и странах Юго-Восточной Азии.
Экспорт металлургического угля из России, по прогнозу, вырастет на 63% к 2030 году и на 122% к 2050 году (базовый сценарий). Наиболее перспективным направлением для экспорта является индийское.
Китай стоит несколько в стороне от этой тенденции. Так, по мнению директора дирекции по инвестиционной аналитике ООО «Компания БКС» Кирилл Чуйко, он может стать нетто-экспортером угля уже с 2024 года. Как пояснил аналитик в ходе бизнес-форума, спрос на коксующийся уголь (используемый в металлургии) в Китае может достичь пика в ближайший год, после чего будет снижаться на 1,6% в год. При этом добыча угля будет падать более медленными темпами на 0,6% ежегодно, благодаря чему Китай и станет нетто-экспортером. Причину этого эксперт видит в государственной политике КНР, нацеленной на самообеспечение углем и сталью.
Российский экспорт
Действительно, рост внутренней добычи в Китае, а также снижение мирового производства стали, уже оказывает ценовое давление на российский уголь. Так, по данным, приведенным в ходе бизнес-форума представителем ЦЦИ Евгением Грачевым, экспортные ценовые индексы Центра ценовых индексов «Газпромбанка» (ЦЦИ) на уголь в портах Дальнего Востока в I полугодии 2023 года снизились на 40,1%, а цены на коксующийся уголь марки ГЖ сократились на 48,7%.
Отметим, внутренняя добыча угля в Китае за семь месяцев 2023 года выросла на 3,6%, или 93 млн тонн. Россия за семь месяцев текущего года увеличила экспорт угля в Китай в 2,2 раза по энергетическому углю, на 43% по коксующемуся углю и на 81% по антрацитам.
В целом, по прогнозу, сделанному в ходе бизнес-форума генеральным директором железнодорожного оператора ООО «Атлант» Владимиром Сосипаторовым, объем экспорта угля из России к 2030 году может вырасти на 28%, до 252 млн тонн в год. По его мнению, дальнейший прирост добычи угля в России будет связан именно с экспортными поставками.
В соответствии с приведенными им данными, доля экспорта угля на Восток увеличилась до 50%, а доля кузбасского угля в структуре экспорта сократилась с 81% в 2014 году до 68% в 2022 году.
Как, в свою очередь, спрогнозировал в ходе форума представитель АО «Восточный научно-исследовательский Углехимический Институт» Николай Андрейчиков, уголь, добываемый за пределами Кузбасского угольного бассейна, будет идти на экспорт, а внутренний рынок будет обеспечиваться кузбасскими углями.
Флот
Если экспорт чрез дальневосточное направление ограничен пропускной способностью Восточного полигона железных дорог, то на других направлениях, особенно южном, конкурентоспособность поставок снижают повышенные ставки фрахта из-за военных рисков и санкций. Так, по данным, приведенным в ходе бизнес-форума руководителем службы рыночной аналитики Solar Gulf Shipping Екатериной Дакуко, премии к ставкам фрахта на балкеры в России будут сохраняться в среднесрочной перспективе.
По ее словам, наибольший размер премий, доходящий до 15% к мировым ставкам, наблюдается в Азово-Черноморском бассейне.
Кроме того, после изменений направлений экспорта угля в целом возросла доля морских отправок, поскольку прямой железнодорожный экспорт снизился из-за прекращения поставок на Украину.
Отметим, что уголь, в основном, перевозится балкерами типоразмера Panamax.
В этой связи, по нашем мнению, России необходимо наращивать собственный балкерный флот, а также осваивать Северный морской путь и развивать порт Мурманск, имеющий прямой выход в мировой океан.
Аналитический отдел ПортНьюс