1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Краболовный джекпот

4 октября 2023   15:00

Краболовный джекпот

Дальневосточные судостроительные заводы, которые до недавнего времени не были избалованы заказами, сейчас обеспечены контрактами. Они строят рыбопромысловый и краболовный флот по программе инвестквот. Находкинский судоремонтный завод (НСРЗ), четыре года назад выполнявший лишь единичные судостроительные контакты на баржи и танкеры, превратился в одного из крупнейших строителей краболовных судов в России.

Как идет строительство нового флота для рыбаков и развивается предприятие, «ПортНьюс» рассказал первый заместитель генерального директора —  директор по судостроению завода Владимир Наумчак.

— Владимир Владимирович, расскажите, пожалуйста, сколько заказов сейчас в портфеле Находкинского судоремонтного завода.

— Мы продолжаем строительство восьми краболовных судов первой серии, которые были заложены весной 2020 года. Также в портфеле заказов завода —  строительство второй серии краболовных судов из 14 единиц.

Помимо этого, в производственную программу предприятия включены ремонт, сервисное обслуживание кораблей вспомогательного флота Тихоокеанского флота (ТОФ) России и гражданских судов.

— Какова степень готовности краболовных судов первой серии?

— Из восьми строящихся судов первые три судна были спущены на воду осенью 2022 года. Сейчас они готовятся к швартовным и ходовым испытаниям. Планируем в этом году передать их заказчику.

Вторую тройку рассчитываем спустить на воду осенью 2023 года. Готовность судов —  более 60%. Оставшиеся два краболова этой серии находятся в стадии формирования, их готовность составляет около 30%.

— По каким проектам строятся 14 новых краболовных судов? Для каких заказчиков? Какой график сдачи?

— Из второй серии 12 краболовов будут строиться по уже освоенному проекту ССа5712LS, разработанному компанией «Дамен Инжиниринг», и два судна по проекту ССLC600 от ООО «ПКБ «Петробалт». Заказчик —  предприятия группы компаний «Антей». По контрактным срокам все суда должны быть переданы заказчику в 2028 году.

— На исполнении контрактов отразился уход с российского рынка компании Damen и поставщиков оборудования?

— Проектированием судов проекта CCa5712LS занимается «Дамен Инжиниринг» из Санкт-Петербурга, и они продолжают эту работу. Поэтому для нас уход c российского судостроительного рынка проектанта Damen прошел безболезненно.

Что касается поставок оборудования, которые выполняла голландская компания, то все обязательства по поставкам перешли к российской компании «Дамен Инжиниринг».

— Как НСРЗ решает вопросы импортозамещения судового оборудования и комплектующих?

— Мы стараемся использовать аналоги оборудования российских производителей. Степень локализации за последний год изменилась существенно. Также заключаем контракты на поставку оборудования из дружественных стран, например Китая и Кореи.

— За последний год стоимость строительства судна возросла?

— Строительство судов подорожало, но незначительно. На увеличение стоимости контракта существенно повлияли санкционные ограничения и изменение логистических схем поставок оборудования.

— Что делает НСРЗ в части развития и модернизации производственных мощностей?

— За последние три года на заводе выполнен большой объем работ по обновлению оборудования: закуплены станки, сварочное и технологическое оборудование, испытательные стенды. Выполнены работы по расширению производственных мощностей. Мы открыли новый трубопроводный цех, построили три стапельных места. В настоящее время модернизируем спускоподъемное устройство на слипе. Ведем ремонт плавучих доков.

В планах продолжить реализацию масштабной программы обновления производственных мощностей завода —  строительство эллинга, строительство и модернизация стапельных мест, реконструкция причальных стенок и пирсов, а также строительство плавучих понтонов для обслуживания доков.

— Каковы перспективы судоремонтного направления?

— Находкинский судоремонтный завод продолжает сотрудничество с Министерством обороны РФ в части ремонта и сервисного обслуживания кораблей вспомогательного флота ТОФ. Параллельно ведется ремонт гражданских судов. Самое главное —  мы договорились с заказчиками краболовных судов, что все краболовные суда, построенные у нас, будут ремонтироваться на Находкинском судоремонтном заводе.

— Какие меры государственной поддержки использует предприятие?

— В 2019 году НСРЗ стал резидентом свободного порта Владивосток. Это позволило нам воспользоваться особыми режимами таможенного, налогового и административного регулирования.

Кроме того, НСРЗ поддерживают краевая и городская администрации, потому что развитие такого крупного предприятия, как наш завод, способствует созданию рабочих мест, притоку населения.

— Сколько специалистов работает на заводе? Какие меры принимается для их привлечения?

— На заводе трудится более 1300 сотрудников, это как местные жители, так и специалисты из других регионов нашей страны. Развитие требует колоссальных человеческих ресурсов. Полностью закрыть потребность в квалифицированных специалистах — очень сложная задача для любого крупного предприятия.

Для привлечения работников на нашем предприятии внедрены и действуют на постоянной основе различные программы. В частности, реализована программа привлечения работников вахтовым методом. Действует программа наставничества, в рамках которой проводится практическое обучение лиц, ищущих работу, рабочих, специалистов. Созданы условия для повышения квалификации на производстве. По программе «Содействие занятости» есть возможность обучения беженцев по специальностям, востребованным в судостроении и судоремонте.

Для сотрудников рабочих специальностей предусмотрено бесплатное горячее питание и обеспечение спецодеждой. Также мы принимаем участие в подготовке молодых специалистов, предоставляя учащимся средних специальных и высших учебных заведений места для практического обучения.

Фотографии предоставлены Находкинским судоремонтным заводом