Дальневосточные судостроительные заводы, которые до недавнего времени не были избалованы заказами, сейчас обеспечены контрактами. Они строят рыбопромысловый и краболовный флот по программе инвестквот. Находкинский судоремонтный завод (НСРЗ), четыре года назад выполнявший лишь единичные судостроительные контакты на баржи и танкеры, превратился в одного из крупнейших строителей краболовных судов в России.
Как идет строительство нового флота для рыбаков и развивается предприятие, «ПортНьюс» рассказал первый заместитель генерального директора — директор по судостроению завода Владимир Наумчак.
— Владимир Владимирович, расскажите, пожалуйста, сколько заказов сейчас в портфеле Находкинского судоремонтного завода.
— Мы продолжаем строительство восьми краболовных судов первой серии, которые были заложены весной 2020 года. Также в портфеле заказов завода — строительство второй серии краболовных судов из 14 единиц.
Помимо этого, в производственную программу предприятия включены ремонт, сервисное обслуживание кораблей вспомогательного флота Тихоокеанского флота (ТОФ) России и гражданских судов.
— Какова степень готовности краболовных судов первой серии?
— Из восьми строящихся судов первые три судна были спущены на воду осенью 2022 года. Сейчас они готовятся к швартовным и ходовым испытаниям. Планируем в этом году передать их заказчику.
Вторую тройку рассчитываем спустить на воду осенью 2023 года. Готовность судов — более 60%. Оставшиеся два краболова этой серии находятся в стадии формирования, их готовность составляет около 30%.
— По каким проектам строятся 14 новых краболовных судов? Для каких заказчиков? Какой график сдачи?
— Из второй серии 12 краболовов будут строиться по уже освоенному проекту ССа5712LS, разработанному компанией «Дамен Инжиниринг», и два судна по проекту ССLC600 от ООО «ПКБ «Петробалт». Заказчик — предприятия группы компаний «Антей». По контрактным срокам все суда должны быть переданы заказчику в 2028 году.
— На исполнении контрактов отразился уход с российского рынка компании Damen и поставщиков оборудования?
— Проектированием судов проекта CCa5712LS занимается «Дамен Инжиниринг» из Санкт-Петербурга, и они продолжают эту работу. Поэтому для нас уход c российского судостроительного рынка проектанта Damen прошел безболезненно.
Что касается поставок оборудования, которые выполняла голландская компания, то все обязательства по поставкам перешли к российской компании «Дамен Инжиниринг».
— Как НСРЗ решает вопросы импортозамещения судового оборудования и комплектующих?
— Мы стараемся использовать аналоги оборудования российских производителей. Степень локализации за последний год изменилась существенно. Также заключаем контракты на поставку оборудования из дружественных стран, например Китая и Кореи.
— За последний год стоимость строительства судна возросла?
— Строительство судов подорожало, но незначительно. На увеличение стоимости контракта существенно повлияли санкционные ограничения и изменение логистических схем поставок оборудования.
— Что делает НСРЗ в части развития и модернизации производственных мощностей?
— За последние три года на заводе выполнен большой объем работ по обновлению оборудования: закуплены станки, сварочное и технологическое оборудование, испытательные стенды. Выполнены работы по расширению производственных мощностей. Мы открыли новый трубопроводный цех, построили три стапельных места. В настоящее время модернизируем спускоподъемное устройство на слипе. Ведем ремонт плавучих доков.
В планах продолжить реализацию масштабной программы обновления производственных мощностей завода — строительство эллинга, строительство и модернизация стапельных мест, реконструкция причальных стенок и пирсов, а также строительство плавучих понтонов для обслуживания доков.
— Каковы перспективы судоремонтного направления?
— Находкинский судоремонтный завод продолжает сотрудничество с Министерством обороны РФ в части ремонта и сервисного обслуживания кораблей вспомогательного флота ТОФ. Параллельно ведется ремонт гражданских судов. Самое главное — мы договорились с заказчиками краболовных судов, что все краболовные суда, построенные у нас, будут ремонтироваться на Находкинском судоремонтном заводе.
— Какие меры государственной поддержки использует предприятие?
— В 2019 году НСРЗ стал резидентом свободного порта Владивосток. Это позволило нам воспользоваться особыми режимами таможенного, налогового и административного регулирования.
Кроме того, НСРЗ поддерживают краевая и городская администрации, потому что развитие такого крупного предприятия, как наш завод, способствует созданию рабочих мест, притоку населения.
— Сколько специалистов работает на заводе? Какие меры принимается для их привлечения?
— На заводе трудится более 1300 сотрудников, это как местные жители, так и специалисты из других регионов нашей страны. Развитие требует колоссальных человеческих ресурсов. Полностью закрыть потребность в квалифицированных специалистах — очень сложная задача для любого крупного предприятия.
Для привлечения работников на нашем предприятии внедрены и действуют на постоянной основе различные программы. В частности, реализована программа привлечения работников вахтовым методом. Действует программа наставничества, в рамках которой проводится практическое обучение лиц, ищущих работу, рабочих, специалистов. Созданы условия для повышения квалификации на производстве. По программе «Содействие занятости» есть возможность обучения беженцев по специальностям, востребованным в судостроении и судоремонте.
Для сотрудников рабочих специальностей предусмотрено бесплатное горячее питание и обеспечение спецодеждой. Также мы принимаем участие в подготовке молодых специалистов, предоставляя учащимся средних специальных и высших учебных заведений места для практического обучения.
Фотографии предоставлены Находкинским судоремонтным заводом