Спиртовые дорожки: куда потек российский метанол?
Восьмой пакет санкций ЕС закрыл «окно в Европу» для российского экспортного метанола. Перевалка через финский порт Хамина-Котка обнулилась, зато на Дальнем Востоке заработал первый метанольный терминал. Однако проблемы с логистикой остаются, а производители более пристально смотрят на внутренний рынок, в том числе бункеровки судов.
Метанол – в России традиционно экспортный груз. После введения восьмого пакета санкций Евросоюза против России привычная логистика метанола через порт Хамина-Котка в Европу перестала работать. О проблемах в отечественной метанольной индустрии и путях выхода из сложившейся ситуации говорили участники конференции «Метанол 2023», состоявшейся в сентябре 2023 года Санкт-Петербурге при участии «ПортНьюс».
Коротко: экспорт метанола в 2023 году был полностью переориентирован на восточное направление. Однако это не позволило полностью компенсировать выпадающие объемы, также имеются ограничения на транспортной инфраструктуре. В связи с этим производители готовы более плотно осваивать внутренний рынок, включая (пока еще отсутствующий) рынок бункеровки судов метанолом. |
По данным аналитического отдела «ПортНьюс», картина с эксопртом метанола через морские порты за последний год кардинально изменилась. Так, если в 2022 года, до введения восьмого пакета санкций ЕС, порядка 90% российского метанола экспортировалось через финский порт Хамина-Котка, то в нынешнем году объем перевалки через этот порт практически обнулился. Терминал, созданный в порту российскими инвесторами («Щекиноазот») был вынужден прекратить работу с этим грузов, в настоящее время прорабатываются возможности его переориентации на другие наливные грузы, не подпавшие под санкции.
По данным за первое полугодие 2023 года ситуация выглядела уже совсем иначе: во-первых заработал специализированный метанольный терминал в порту Восточный («Восточный нефтехимический терминал»), через который было перегружено 366 тыс. тонн, во-вторых, втрое вырос объем перевалки через порт Кавказ («Югнефтехимтранзит») и на треть - через порт Темрюк (терминал «Каргохим»).
При этом ожидаемо в структуре экспорта выросла доля Китай и других стран Азии. Так, по данным, приведенным в ходе Конференции аналитиком Центра ценовых индексов «Газпромбанк» Кареном Давтяном, доля Китая в августе 2023 года составила 70% против 17% в прошлом году, доля других стран Азии 19% против 8% в прошлом году.
Продажам российского метанола в Китай, по мнению управляющего директора компании «Имплемента», способствовали регулируемые цены на газ в России, поскольку при высоких ценах на газ метанол из Северной и Южной Америки не сможет конкурировать со странами, где цены на голубое топливо регулируются.
Тем не менее, такое перераспределение логистики не смогло в полной мере компенсировать выпадающие из-за санкций объемы. Так, по данным, приведенным в ходе Конференции аналитиком Центра ценовых индексов «Газпромбанк» Кареном Давтяном, ограничения на экспорт российского метанола привели к снижению общего объёма отгрузок производителями в 2023 на 15% (год к году).
Кроме того, экспорту метанола в восточном направлении препятствует дефицит провозной способности Восточного железнодорожного полигона, который участниками рынка оценивается в 95 млн тонн, причем ожидается, что он будет только возрастать. Имеются сложности и с провозной способностью к портам Южного бассейна: как из-за увеличившегося грузопотока на данном направлении, так и из-за приоритета для спецгрузов.
В этой связи аналитики ожидают падения экспорта метанола примерно на 20% по итогам 2023 года. Выходом для производителей может стать переориентация на внутренний рынок, в том числе в более отдаленной перспективе – на рынок бункеровки судов.
Не секрет, что Балтийского море является зоной особого контроля за выбросами серы с судов (ECA), где содержание серы в судовом топливе ограничивается 0,1%. При этом метанол является одним из перспективных видов судового топлива. Так, по данным приведенным операционным директором Института метанола (Methanol Institute) Крисом Чаттертоном, в настоящее время в мире эксплуатируется 25 судов, использующих метанол в качестве топлива, заказано строительство еще 165 судов. По прогнозам, количество судов на метаноле в 2030 году достигнет уже 1200 единиц. При этом наиболее востребован метанол будет на контейнеровозах. В настоящее время заправка судов метанолом доступна более чем в 100 портах мира.
По нашему мнению, российские порты Балтийского бассейна, традиционно ориентированные на работу с контейнеровозами (причем в настоящее время речь идет и о прямых deep sea сервисах из стран Азиатско-Тихоокеанского региона), вполне могли бы, совместно с бункерными компаниями, проработать вопрос создания бункеровочной инфраструктуры для заправки метанольных судов. Ведь количество таких судов в последнее время стремительно увеличивается не только в Европе, но и в Азии: не случайно в порту Синагпур в этом году приступили к продажам этого вида судового топлива.
Тем более, что у производителей есть интерес к поддержке соответствующих мероприятий. Так, директор по стратегии и инвестициям «Метафракс Групп» Левон Гарслян в ходе Конференции заявил, что компания готова выступить модератором и организатором рабочих групп для продвижения метанола как судового топлива в России. В соответствии с представленным компанией планом действий, необходимо организовать совещания с судовладельцами и судостроителями, разработать технологию опытного прототипа судового двигателя на метаноле, а затем его построить. Кроме того, необходимо разработать перечень мер господдержки для приобретения и строительства судов на метаноле, внести изменения в нормативные и регулирующие документы по судовым топливам.
Аналитический отдел «ПортНьюс»