1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Склады на колесах и турецкая мука: где застревает российское зерно?

5 сентября 2023   19:00

Склады на колесах и турецкая мука: где застревает российское зерно?

Зерновой терминал КСК. Фото с сайта компании


В то время как портовая инфраструктура России имеет хороший запас мощностей по экспорту зерновых, «узкие места» возникают на железных и автодорогах. Низкая оборачиваемость железнодорожных вагонов приводит к простоям до 50 суток, а весовой контроль на автодорогах — к недозагрузке автопоездов. В то же время экспорту муки препятствует демпинг со стороны Турции, которая производит ее из российского же сырья.

По данным министерства транспорта России, объем перевалки зерновых через морские порты России за первое полугодие 2023 года вырос в 2,2 раза, составив 33,4 млн тонн. При этом львиная доля зерна, как и раньше, перегружалась через порты Азово-Черноморского бассейна (более 30 млн тонн). Однако рост отмечен, например, и на Балтике: за счет начала работы зернового комплекса в порту Высоцк, ранее специализировавшемся целиком на угле.

Россия в текущем сельскохозяйственном году ожидает нового рекордного объема экспорта зерновых - свыше 60 млн тонн. При этом совокупные мощности морских зерновых терминалов оцениваются в 80 млн тонн, в то время как заторы возникают на подходах к портам. Хотя удается открывать новые рынки сбыта для российского зерна (Латинская Америка), китайский рынок по-прежнему остается закрытым, а в Дальневосточном бассейне отсутствуют специализированные зерновые терминалы. Политика препятствует и экспорту муки из России.

По оценке, приведенной главой Российского зернового союза Аркадием Злочевским, совокупная мощность российских портов по перевалке зерна в настоящее время оценивается в 80 млн тонн в год. При этом в текущем сельскохозяйственном году ожидается экспорт чуть более 60 млн тонн зерна. Таким образом, в части портов дефицита инфраструктуры не наблюдается, полагает глава Союза.

Терминал «Содружество Соя» в Калининграде.
Фото с сайта компании

«Узкие места» в логистике при этом возникают на подходах к портам: как железнодорожных, так и автомобильных.

Аркадий Злочевский: «У нас периодически возникают проблемы с накоплением вагонов... В результате оборачиваемость по вагонам очень сильно выросла в последнее время... Когда у вас вагон оборачивается за 30-40 суток (при советском нормативе восемь суток), а в некоторых случаях за 45-50 суток, то это просто превращается в склад на колесах...».

Если же говорить об автоперевозках, то здесь главная проблема в недозагрузке и себестоимости перевозок. На последней сказываются системы по взиманию сборов с грузовиков типа «Платон», а недозагрузка возникает из-за систем весового контроля. Например, автопоезд, способный перевозить 40 тонн зерна, приходится загружать максимум на 25 тонн.

Открытая Америка и закрытый Китай

Если говорить о рынках сбыта, то, как ни странно, российским аграриям удалось найти рабочую логистическую схему для экспорта зерна в далекую Латинскую Америку, однако так и не удалось прорваться на казалось бы дружественный и близкий китайский рынок. Так, экспорт зерна в Латинскую Америку стал рентабелен благодаря обратной загрузке балкеров соей, которая доставляется в порт Калининград (где имеется терминал «Содружество Соя») в объеме порядка 3 млн тонн в год.

А вот Китай по-прежнему закрыт для российских зерновых под предлогом их несоответствия требованиям фитосанитарного контроля. Как рассказал Аркадий Злочевский, в то же время Китай закупает украинское зерно, которое по фитосанитарным характеристикам хуже российского. По мнению эксперта, для открытия китайского рынка необходимо политическое решение.

«У нас даже терминал построен в Забайкальске. Мощный, рассчитанный под поставки в Китай, а рынок до сих пор закрыт», — сказал глава Союза.

Отметим в этой связи, что если говорить о поставках зерна в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, то нужно иметь в виду, что на Дальнем Востоке России отсутствуют специализированные зерновые морские терминалы. Другая проблема также кроется в железнодорожной инфраструктуре: провозная способность Восточного полигона сильно ограничена и значительные объемы зерна не провезет, она сейчас и так перегружена углем и контейнерами.

Ложка муки в бочке зерна

Летом 2023 года Минсельхоз России отчитался о значительном росте экспорта муки из России и о том, что российской муке удалось потеснить казахстанскую, которая ранее лидировала по объемам экспорта.

Терминал НКХП, фото с сайта ОЗК

Министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев: «Мы последовательно наращиваем поставки продуктов переработки, которые также востребованы на внешних рынках. Например, в прошлом году почти в 3,5 раза вырос экспорт муки, за пять месяцев текущего также видим рост — практически на 30%. Это позволяет оставлять добавленную стоимость в нашей стране» (цитата по ТАСС).

Между тем вместо России, которая является крупнейшим экспортером зерна, лидером мирового рынка по продукту его переработки стала Турция. По мнению Аркадия Злочевского, это объясняется перекрестным субсидированием переработки зерна в Турции, что позволяет ей демпинговать на внешних рынках. По мнению Российского зернового союза, такая политика турецких властей противоречит нормам Всемирной торговой организации (ВТО).

Тем не менее Россия не спешит оспаривать действия Турции в ВТО и более того, обсуждает с ней схему, по которой российское зерно будет поставляться в Турцию, там перерабатываться и далее идти нуждающимся странам при поддержке арабских фондов. Как и в случае с Китаем, политика побеждает экономику. Нельзя забывать и о том, что Турция контролирует Черноморские проливы и имеет возможность манипулировать вопросами, связанными с их проходом судами, о чем подробнее мы писали ранее.

Аналитический отдел «ПортНьюс»