• 27 января 2005

    Намывные земли вне закона


     

    Строительство «Морского фасада» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге может столкнуться в скором времени с достаточно серьезной проблемой. Из-за пробелов в российском законодательстве намывные земли, на которых предполагается строительство пассажирского терминала, не могут находиться в обороте. Прибрежные воды в нашей стране принадлежат государству, а включение намывных территорий в земельный кадастр не прописано ни в одном законе. Следовательно, инвесторы рискуют потерять все права на строящиеся объекты, поскольку строительство, с юридической точки зрения, ведется на воде.

     

     

    «Морской фасад» может «уплыть»

    В настоящее время новым амбициозным проектом федеральных и региональных властей в Санкт-Петербурге стал «Морской фасад» на Васильевском острове. Он предполагает строительство пассажирского терминала. Права на намыв территории и застройку будут в скором времени выставлены на инвестиционные торги. Поскольку намывных зон в земельном кадастре не существует, то гарантий инвестору в том, что позднее у конкурентов не появится желание опротестовать строительство, сегодня дать не сможет никто. Так считает председатель правления общественной организации «КЕА» Антон Щукин, занимавшийся разработкой первого в России проекта Берегового кодекса РФ на средства Европейского Союза. «Не исключено, что конкуренты смогут опротестовать строительство пассажирского терминала, а так же права собственности на него, - замечает Щукин в беседе с корреспондентом ИА «ПортНьюс». - К такому шагу имеются все юридические обоснования».

     

    Намывные земли носят характер гидротехнического сооружения и принадлежат государству, а значит, строительство на этих землях может производиться только по распоряжению Правительства. С назначением на должность генерального директора ООО «Морской фасад» бывшего директора одного из департаментов Министерства транспорта России Серика Жусупова такое постановление, видимо, появится без проблем. Но в дальнейшем ситуация может оказаться «законсервированной».

     

    Для строительства на намывных землях любого объекта, необходимо эти земли перевести в иную категорию. Если говорить о реализации проекта «Морской фасад», то новым землям на Васильевском острове должна быть присвоена категория транспортных земель. Причем перевод земель из одной категории в другую осуществляется на платной основе, но ни механизма перевода земель, ни тарифа на такую процедуру сегодня для водного фонда не существует. Аналогичная процедура прописана только для земель сельхозназначения и лесного фонда.

     

     

    Решение проблемы есть

    В Петербурге региональные земельные власти просто присваивают намывным территориям новый кадастровый номер. Таким образом, новые земли вводятся в оборот. Такого права, считает Щукин, у региональных властей нет - «город никак не может распоряжаться федеральной собственность, причем не землей, а, по сути, водой». Решение такой проблемы, на взгляд юристов, может быть только двухступенчатым. Во-первых, необходимо изменить статус и назначение земель, а затем, передать объект в распоряжение субъекта федерации.

     

    Полностью юридический конфликт вокруг прибрежных земель можно снять только после внесения изменений в целый ряд российских законов. В частности, надо написать специальную часть Водного кодекса РФ «Береговые зоны морей». Такого документа пока не существует, но он необходим для того, чтобы урегулировать вопросы собственности в береговой морской зоне, обозначить границы морей в юридических документах и определить возможность смены целевого назначения прибрежных земель. Все эти вопросы сегодня не отражены в законе. По оценке Щукина, необходимое дополнение к Кодексу можно составить до конца 2005 года, затем пройдут общественные слушания. Таким образом, законопроект, касающийся морской береговой зоны попадет в Госдуму не раньше весны 2006 года.

     

    Вместе с этим изменения требуется вносить и в ряд профильных законодательных актов - в Закон об охране окружающей среды, земельное законодательство, Закон о недрах, Закон о животном мире, Закон о внутренних морских территориальных водах. Эти изменения должны привести к обеспечению государственного управления в береговой зоне через механизм территориального, а не поресурсного управления. Это позволит упростить процедуру общения инвесторов с государством.

     

     

    О гарантиях инвесторам должно подумать государство

    Внесение корректировок в российское законодательство может занять не менее двух-трех лет. Однако этот вопрос требует обязательного решения, считает советник губернатора Санкт-Петербурга по вопросам развития транспорта и строительства Борис Усанов. В европейских странах специальное береговое законодательство существует уже давно, поэтому проблемы юридического оформления инвестиционных проектов в береговой зоне у них нет. Если Россия и Санкт-Петербург в частности стремятся привлечь под свои проекты деньги инвесторов, то обеспечение законодательной базы для реализации подобных проектов - одна из приоритетных задач государства.

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен