Российские регионы взяли курс на развитие скоростных речных пассажирских перевозок. Предполагается, что в первую очередь водное сообщение будет налажено на Волге. Каким образом собираются возрождать данный вид транспорта, а также о том, какие трудности есть на этом пути, — в материале ИАА «ПортНьюс».
«Возрождение речного транспорта станет стимулом развития экономики. Россия входит в тройку стран по протяженности водных путей. Важный экономический фактор: километр перевозки на судне на 15% дешевле, чем по железной дороге, и на 25% — чем на автомобиле. В регионах, где расположены внутренние водные пути, создается 90% ВВП и проживает 80% населения», — рассказал председатель Госдумы Вячеслав Володин, который на этой неделе провел в Нижнем Новгороде совещание, посвященное развитию речных перевозок.
Он напомнил, что в России 16 регионов находятся на Волге, но при этом на сегодняшний день «нет сообщения между Астраханью и Волгоградом, Волгоградом и Саратовом, Саратовом и Самарой». Существуют и определенные проблемы, требующие решения. Это отсутствие выстроенной маршрутной сети речных пассажирских перевозок между городами; возраст судов (более 65% речного флота выработали свой нормативный срок эксплуатации, а потребность отрасли оценивается в 500 ед.); зависимость от импортных комплектующих, нехватка запчастей для ремонта систем навигации и оборудования; износ портов и причалов.
Нижегородская область
Использовать для перевозки пассажиров в первую очередь планируют скоростные суда типов «Метеор» и «Валдай».
Так, в Нижегородской области состоялась церемония спуска на воду «Метеора 120Р» — первого из трех судов, построенных специально для региона в рамках соглашений, заключенных с АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК).
По словам губернатора Глеба Никитина, задействовано судно будет на межрегиональных маршрутах. При этом для организации перевозок от Рыбинска (Ярославская область) до Астрахани потребуется 76 судов, включая 51 «Валдай 45Р» и 25 «Метеоров 120Р». Такой флот сможет обеспечить перевозку более 1,5 млн пассажиров ежегодно.
«Для запуска сети необходима поддержка части операционных расходов — по аналогии с тем, как субсидируются межрегиональные авиаперелеты. Также необходима поддержка субъектов в части капитальных затрат на субсидирование лизинговых платежей. Эти расчеты произведены на основе фактических данных по эксплуатации имеющихся судов на подводных крыльях (СПК), которые находятся на полном обеспечении Нижегородской области», — отметил Глеб Никитин.
Владимир Путин поручил правительству России до 1 декабря 2023 года при участии заинтересованных регионов разработать маршрутную сеть пассажирских перевозок по внутренним водным путям (ВВП) европейской части России на период до 2035 года, определив основные пункты для посадки и высадки пассажиров, ежегодные объемы таких перевозок, необходимое количество и типы судов. |
Глава региона подчеркнул, что эффективность управления флотилией возрастает с ростом количества судов. В этой связи целесообразна поддержка развития консолидированных операторов флота. В Нижегородской области услугами водного транспорта пользуются как местные жители, так и туристы. В 2023 году здесь планируют перевезти 80 тыс. пассажиров, а в 2024 году — уже 150 тыс. человек.
Республика Татарстан
О развитии водного транспорта на этой неделе говорили и в Татарстане. С 25 августа на регулярной основе начнет работать маршрут между Ульяновском и Казанью. До этого скоростным судном «Муса Джалиль» был выполнен пробный рейс: загрузка в одну сторону составила 45 человек, а в обратную — уже 100.
«До 10 сентября будет выполнено не менее девяти рейсов, судно будет ходить по пятницам, субботам и воскресеньям. Дальнейшее расписание будет составлено на основе того, что покажут эти две недели», — рассказал генеральный директор компании «Флот Республики Татарстан» («Флот РТ») Роман Лизалин, пояснив, что компания активно изучает мнение пассажиров, чтобы знать, как улучшить сервис и над какими нюансами необходимо поработать.
Как уточнил министр транспорта Республики Татарстан Фарит Ханифов, данный маршрут на первых порах (минимум год) будет субсидирован, соответствующее решение приняли главы двух регионов. Необходимое финансирование — порядка 30 млн рублей — будет поровну разделено между двумя субъектами.
Татарстан активно работает над реализацией федеральной программы «Великий Волжский путь», в рамках которой появятся межрегиональные маршруты по Волге от Астрахани до Ярославля. Особое внимание власти региона уделяют и сообщению по Каме.
Владимир Путин поручил правительству профинансировать из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), начиная с 2025 года, строительство дополнительно не менее 200 пассажирских судов, в том числе электросудов. Срок исполнения — 1 марта 2024 года. |
Помимо сообщения с другими регионами, созданная весной 2023 года компания «Флот РТ» займется социальными, так называемыми дачными, маршрутами. Планируется обновление флота, уже получено 4 новые единицы — 2 скоростных судна и 2 водоизмещающих. Будут проведены ремонты теплоходов, которые республике передаст компания «Татфлот» (около 30 ед.), запланированы работы по восстановлению причальной инфраструктуры, речного вокзала в Казани, дебаркадеров.
Министр транспорта РТ Фарид Ханифов пояснил, что перед регионом стояла задача увеличить число пассажиров на водном транспорте с 330 тыс. человек в год до 500 тыс. На данный момент план выполнен на 95%.
Ростовская область
В 2024 году пассажирские перевозки на скоростных судах должны начаться по реке Дон в Ростовской области. В апреле этого года правительство региона приняло решение о создании судоходной компании — АО СПК «Дон».
В августе 2023 года были проведены два аукциона для закупки судов типа «Валдай 45Р», стоимость каждого — около 177 млн рублей. Согласно заключенным контрактам, одно судно должно быть поставлено в область не позднее 6 октября, а второе — не позднее 6 декабря.
«От Ростова-на-Дону до станицы Романовской изучены все возможные причальные сооружения, существующие гидротехнические сооружения, причалы муниципальных образований и локации возможных туристических мест. На сегодняшний день могу сказать, что по четырем позициям мы уже готовы заключать договоры аренды судозахода», — рассказал генеральный директор АО СПК «Дон» Герман Лопаткин.
По его словам, в Ростове-на-Дону основной точкой для причаливания судов, идущих как вверх по Дону, так и вниз, станет причал № 27.
При этом местные власти рассчитывают восстановить пассажирское сообщение не только внутри региона, но и выйти за его пределы — в направлении Черного и Азовского морей. Однако для данных целей нужно будет закупить дополнительные суда соответствующего класса.
В случае с Ростовской областью задача по восстановлению речных перевозок представляется наиболее сложной. Пассажирское сообщение по реке здесь отсутствует уже не один десяток лет. Если в том же Татарстане и раньше существовали социальные и туристические водные маршруты, а сейчас по сути происходит их большое преобразование, то в Ростовской области все эти годы речные перевозки в сезон осуществляли разве что два-три теплохода, предлагающие часовые поездки вдоль города.
Кроме того, Дон является замерзающей рекой, из-за чего властям региона придется решить важный вопрос: останавливать судоходство в зимний период либо закупать дополнительно суда на воздушной подушке.
Москва
Отдельно хочется сказать об опыте Москвы, где в вопросе развития пассажирских перевозок по реке ставку решили делать на электросуда: регулярное сообщение было запущено в июне этого года. Девять экологичных судов курсируют между причалами «Киевский» и «Сердце Столицы» — первому заработавшему речному маршруту. По состоянию на 23 августа, электросуда выполнили 3,5 тыс. рейсов и перевезли более 135 тыс. пассажиров.
На втором регулярном маршруте на данный момент установлен пятый причал. Речной маршрут Печатники — ЗИЛ протяженностью 9 км планируется открыть до конца 2023 года, для работы на нем поэтапно будут выведены 9 электросудов.
«Второй регулярный речной маршрут Печатники — ЗИЛ протяженностью 9 км мы планируем открыть до конца 2023 года. Сейчас занимаемся подготовкой необходимой инфраструктуры. Скоро установим еще один причал — «Печатники». Всего на втором регулярном маршруте поэтапно заработают 9 электросудов», — рассказал руководитель департамента Максим Ликсутов.
К текущему дню причалы установлены на остановках: «Южный речной вокзал», «ЗИЛ» на набережной Марка Шагала, «Автозаводской мост» на Новоданиловской набережной, «Кленовый бульвар» на Нагатинской набережной, «Нагатинский затон» со стороны Корабельной улицы. Изначально сообщалось, что второй маршрут будет проходить от Печатников до Автозаводского моста, однако затем его продлили до ЗИЛа. Как отмечают в дептрансе Москвы, по прогнозам этот конечный пункт будет востребован пассажирами, так как в этом районе активно строится коммерческая и жилая недвижимость.
До 1 ноября 2023 года правительство должно представить доклад об обеспечении возможности использования электронных проездных билетов для проезда внутренним водным транспортом и при необходимости внести соответствующие изменения в законодательство РФ. До этой же даты необходимо доложить о разработке национального стандарта с требованиями к зарядной инфраструктуре для электросудов. |
Всего по контракту между мэрией Москвы и ОАО «Пассажирский порт» (часть группы ООО «Водоходъ») предусмотрено строительство 21 судна, 23 причалов нового типа, шести зарядных станций, двух пунктов отстоя флота. Договор на обслуживание речных перевозок в столице заключен сроком на 15 лет. Суда строятся на верфи «Эмпериум» (Emperium, входит в Sitronics Group) под Санкт-Петербургом. Электросуда около 22 м в длину вмещают до 50 пассажиров, включая места для маломобильных граждан. Провозная способность каждого из двух маршрутов составит 15-16 тыс. пассажиров в сутки.
Кристина Ткачева