Доля стран Африки во внешнеторговом обороте России, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), выросла с 2,3% в 2022 году до 3,7% в 2023-м. В денежном выражении товарооборот по итогам прошлого года составил $18 млрд. Это не самые впечатляющие показатели, но если учесть, что Африка — регион, который продолжает развиваться, а численность населения континента неуклонно растет, для российского экспорта вырисовываются интересные перспективы.
Оптимистично настроен на развитие торговых отношений с африканскими государствами президент России Владимир Путин: «Уверен, что вместе нам по силам более радикально увеличить торговлю». Открывая пленарное заседание II экономического и гуманитарного форума Россия — Африка он напомнил: «За одно только первое полугодие текущего года объем экспортно-импортных операций со странами Африки вырос более чем на треть. Неплохо выглядит и структура товарооборота. Свыше 50% российских поставок в Африку — это машины и оборудование, химическая продукция, а также продовольствие».
О том, какие российские товары могут быть востребованы африканскими покупателями и как решается вопрос с логистикой, — в обзоре ИАА «ПортНьюс».
Продовольственный суверенитет
Торговля агропродукцией между Россией и странами Африки в 2022 году увеличилась на 10% и достигла $6,7 млрд. За шесть месяцев текущего года рост составил еще 60%. Российский экспорт зерна в 2022 году в африканские страны достиг 11,5 млн тонн, а за январь-июнь 2023 года — уже почти 10 млн тонн.
«И это несмотря на введенные санкции, которые затрудняют поставку российского продовольствия, усложняют транспортировку, логистику, страхование и проводку банковских платежей», — напомнил Владимир Путин, отметив, что Россия будет уделять особое внимание поставкам пшеницы, ячменя, кукурузы и других зерновых культур, в том числе в качестве гуманитарной помощи по линии Продовольственной программы ООН.
В подтверждение своих слов президент России объявил о выделении гуманитарной помощи для шести стран Африки. В ближайшие месяцы Буркина-Фасо, Зимбабве, Мали, Сомали, Центральноафриканская республика и Эритрея получат бесплатно по 25-50 тыс. тонн российского зерна.
«Практически все страны Африки импортируют зерно, что связано с агроклиматическими особенностями, а также с тем, что собственного производства не хватает для удовлетворения растущего спроса. По итогам завершившегося сельскохозяйственного сезона общий импорт пшеницы, включая муку, составил 54 млн тонн. По некоторым прогнозам, в нынешнем сезоне этот объем достигнет 58 млн тонн пшеницы с мукой. Некоторые страны Африки — Египет, Алжир, Марокко, Нигерия — входят в топ-10 крупнейших импортеров зерна в мире. Спрос других стран не так велик, но не менее значим. Африка в совокупности в мировой торговле зерном занимает 20%, а учитывая рост благосостояния и численность населения, этот объем будет только расти. По данным ООН, к 2030 году численность населения континента достигнет 1 млрд 700 млн человек, по состоянию на 2022 год — это 1 млрд 400 млн человек», — рассказала во время сессии «Эффективная стратегия сотрудничества в АПК» заместитель генерального директора АО «Объединенная зерновая компания» (ОЗК) Ксения Боломатова.
«Африка в мировой торговле зерном занимает 20%, а учитывая рост благосостояния и численность населения, этот объем будет только расти»
Еще один товар, в котором Африка нуждается для обеспечения собственного продовольственного суверенитета, — удобрения. По словам руководителя Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Андрея Гурьева, сейчас доля России составляет порядка 10% от общего объема импортированных в Африку удобрений: из 16 млн тонн наша страна поставила 1,6 млн тонн. Глава РАПУ уверен, что российские производители могли бы занять и более внушительную долю рынка, но нужно решить проблемы портовой и железнодорожной инфраструктуры континента.
Если производители агропродукции видят и понимают, какие возможности для них открывает выход на африканский рынок, то многие российские компании пока еще даже не задумываются об этом направлении экспорта.
«Несмотря на большой потенциал торговый, промышленного и инвестиционного сотрудничества России с африканским регионом, мы видим в целом невысокий уровень вовлеченности российских компаний. Мы делаем опросы, и они показывают, что лишь 16% респондентов осуществляют экспортную деятельность в страны Африки и 12% — импортируют продукцию. При этом треть опрошенных не знают о каких-либо конкурентных преимуществах своей продукции на африканском континенте», — рассказал президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.
И снова МТК «Север – Юг»
Основа устойчивого экспортного грузопотока — надежная логистика. В случае с Африкой это морские перевозки. В связи с этим встает вопрос: каким именно маршрутом везти грузы?
«Россия активно занимается переориентацией транспортно-логистических потоков в сторону государств глобального юга, включая, разумеется, и Африку. Международный транспортный коридор «Север – Юг», который мы развиваем, имеет своей целью обеспечить российским товарам выход на Персидский залив и Индийский океан, откуда они смогут кратчайшим морским маршрутом поступать в том числе на африканский континент. Естественно, этот коридор можно будет использовать и в обратном направлении для поставок африканских товаров на рынок России», — заявил Владимир Путин, уточнив, что сейчас идет работа над запуском регулярных судоходных грузовых линий.
В министерстве транспорта России вторят: МТК «Север – Юг» сейчас выступает в совершенно новом качестве, открывая возможности не только для транзита грузов стран пролегания маршрутов, но и для доступа на новые рынки для заинтересованных государств.
«Безусловно, страны Африки могли бы стать и получателями, и отправителями грузов по данному транспортному коридору, — считает статс-секретарь — заместитель министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Зверев. — Уверен, что наших партнеров заинтересует данная информация, потому что сегодня социальные, экономические, политические и интеграционные процессы на территории Африки для нас выступают драйвером существенной трансформации континентального транспортного сектора».
Кроме того, в одном из портов на африканском восточном побережье может появиться российский транспортно-логистический центр.
«Российская сторона видит перспективу присоединения Африки к МТК «Север – Юг» — ключевую роль здесь будут играть точки консолидации и распределения грузов, логистические хабы на побережье Африки, связанные между собой и с иранскими портами в Персидском заливе», — добавил Дмитрий Зверев.
Нужно строить свое
Однако пока никакого транспортно-логистического центра не построено, представители бизнеса сталкиваются с инфраструктурными трудностями на континенте. Это отсутствие портовых и железнодорожных мощностей, специализированного оборудования, развитой транспортной сети.
Для наращивания товарооборота с Африкой необходимо решить вопрос с портовой и железнодорожной инфраструктурой
«Сказали, что в Африке порядка 90 портов, но вопрос: сколько из них дружественно настроены по отношению к России? В прошлом году мы, привезя груз в одну из стран Западной Африки, столкнулись с тем, что не могли разгрузить судно. Потому что инфраструктура принадлежит англичанам, американцам, европейцам, в лучшем случае — китайцам и арабам, но цены они поднимают в 5-6 раз по сравнению с тем, сколько это стоит у нас, в России», — рассказал председатель правления ООО «Новосталь-М» Иван Демченко, чья компания присутствует на африканском рынке с 2016 года.
По его словам, в связи с этим компания начала развивать собственную инфраструктуру. Разработана программа по созданию складских помещений, организовано транспортное предприятие, чтобы собственными силами перевозить продукцию в Сенегале.
«В эту работу сейчас активно включается ВЭБ. Готовы рассматривать создание в том же Сенегале портовой базы для морской перевалки товаров. Создание такой инфраструктуры без государственной поддержки невозможно», — добавил он.
Еще один пока не решенный вопрос: а что везти из Африки в Россию? Так, транспортная группа FESCO, запустившая морскую линию контейнерных перевозок с ЮАР, договорилась с Институтом Африки Российской академии наук (ИАфр РАН) о проведении исследований грузовой базы стран африканского континента для определения наиболее перспективных логистических направлений и маршрутов. На первом этапе стороны сфокусируются на странах северной Африки.
«Сейчас собственный флот для перевозок в Африку в себестоимости дороже, чем фрахт у китайских компаний. Потому что у нас нет обратной плановой загрузки. Для китайцев Африка — это стратегический регион, у них есть четкое понимание, что они везут в Африку сталь, продукты питания, сантехнику, а обратно загружают сухогрузы глиноземом, другими видами продукции. Нам, чтобы перевозка стала дешевле, либо нужно обеспечить 100% обратной загрузки, либо рассчитывать на помощь государства», — считает Иван Демченко.
Африка, безусловно, перспективный и интересный для России рынок. Особенно в нынешних условиях, когда традиционные торговые связи оказались разорваны. Но количество нерешенных проблем так велико, что требует комплексного и системного подхода от государства. Частным компаниям по отдельности сложно пробиваться на этот рынок, поэтому требуется готовый план и схемы выхода на новых африканских партнеров. Все это вполне осуществимо в среднесрочной перспективе, если появятся заявленные российские промышленные зоны и транспортно-логистические хабы. |
Фото предоставлены Фондом Росконгресс