Северный морской путь (а если говорить шире – Северный морской транспортный коридор) в условиях санкций и дефицита провозной способности железнодорожной инфраструктуры приобретает все более важное значение. Сможет ли он стать полноценной заменой традиционных глубоководных маршрутов?
Коротко Северный морской транспортный коридор сегодня – это арктический маршрут для перевозок грузов из АТР в порты Северо-Запада и обратно, а также каботажных рейсов. Для того чтобы он смог полноценно заработать, необходимо обеспечить круглогодичную навигацию. Это, в свою очередь, требует строительства дополнительных ледоколов и создания информационной системы для операторов флота. |
СМП и СМТК – две большие разницы?
Северный морской путь (СМП, Севморпуть) официально ограничен Карскими воротами на западе и бухтой Провидения (Берингов пролив) на востоке. Северный морской транзитный коридор СМТК – более широкое понятие и по сути является названием проекта госкорпорации «Росатом», который был инициирован в 2019 году и призван развивать логистические сервисы для транзита грузов через арктические воды, включая Северный морской путь.
Если раньше проект СМТК ориентировался на транзит между странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Европой, то сейчас он все больше рассматривается в качестве коридора для доставки грузов в российские порты Северо-Западного бассейна (Архангельск, Мурманск, Санкт-Петербург и др.) и в обратном направлении.
Следует отметить, что грузооборот портов СМТК, а именно Арктического бассейна (в том числе Мурманск и Архангельск), растет, как видно из графика.
Примером международного использования СМТК является недавнее открытие регулярной контейнерной линии китайского оператора NewNewShipping, которая соединит порты Санкт-Петербург, Калининград, Архангельск и порты Китая. Расчетное транзитное время, в зависимости от ледовой обстановки, составит около 28 дней, что в полтора раза быстрее маршрута через Суэцкий канал, который занимает 45–50 дней. В Китае судно зайдет в порты Циндао и Тяньцзинь, а конечным пунктом станет Шанхай.
Кроме того, по СМТК уже второй год курсирует атомоход «Севморпуть», работающий в рамках субсидируемой контейнерной линии. В первый в этом году субсидируемый каботажный рейс по СМП атомный контейнеровоз «Севморпуть» ФГУП «Атомфлот» вышел из порта Санкт-Петербург 24 июня. В настоящее время готовится третий (дополнительный) субсидированный рейс по Северному морскому пути. Планируется, что он состоится во второй-третьей декаде августа 2023 года. В рамках рейсов контейнеровоз заходит в Большой порт Санкт-Петербург, порты Архангельск, Мурманск, Диксон, Тикси, Певек, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Восточный, Находка, Владивосток.
Круглогодичная навигация
Начиная с 2024 года на Северном морском пути планируется обеспечить круглогодичную навигацию.
«Со следующего года при поддержке атомных ледоколов начинается регулярная круглогодичная навигация для вывоза арктической продукции в сторону Азии», – рассказал специальный представитель по вопросам развития Арктики ГК «Росатом» Владимир Панов. По его словам, сейчас на Севморпути работают 10 ледоколов: 7 атомных и 3 неатомных Росморпорта.
«К 2030 году ледокольная группировка будет увеличена до 14 судов»
«Навигация 2023 года показывает, что 7 атомных ледоколов в западном секторе недостаточно, 3 неатомных ледокола привлечены дополнительно. При этом два из них планируется вывести из эксплуатации до 2026 года из-за возраста более 30 лет. Поэтому до конца третьего квартала 2023 года мы должны принять решение о строительстве 4 неатомных ледоколов, разместив заказ на верфи «Звезда», сейчас ведутся переговоры. Таким образом, к 2030 году ледокольная группировка будет увеличена до 14 судов. Для обеспечения работы ледоколов потребуется 431 специалист, это критически важный «ядерный» персонал для атомных ледоколов. В целом потребность в плавсоставе к 2030 году составляет 7,5 тыс. человек. А минимальный срок обучения плавсостава — 5,5 года», — сказал он.
В рамках развития инфраструктуры Севморпути в 2023 году ФГУП «Гидрографическое предприятие» (входит в госкорпорацию «Росатом») реализует несколько инфраструктурных проектов. В первую очередь, это продолжение реконструкции Морского канала в Обской губе Карского моря. Для реализации этих проектов в навигацию 2023 года будет привлечено более 10 мощных дноуглубительных судов.
В рамках работы по обеспечению круглогодичной навигации также планируется создание цифровой платформы, в которую будут загружаться необходимые данные с различных спутников и других источников данных.
Старший эксперт-аналитик ИПEМ Светлана Кузнецова: «СМТК может стать альтернативой не только Суэцкого канала, но и «суэцко-сингапурского» морского пути. При использовании СМТК расстояние между Европой и Азией на 40% короче по сравнению с путем через Суэцкий канал, ввиду чего появляется явная экономия на времени и затратах на топливо. Кроме того, в акватории Суэцкого канала существует проблема очередей... СМП также может стать альтернативой перевозок по железной дороге, однако не для каждой группы грузов и не для каждого маршрута. Стоит учесть, что большое количество важных и крупных месторождений сосредоточено в центре страны, и наиболее выгодно перевозить грузы от мест добычи именно железнодорожным транспортом. Однако при значительном наращивании портовых мощностей, модернизации транспортных магистралей и строительстве новых, порты СМП могут стать крупными узловыми точками для входа не только новых маршрутов (в том числе и речных), но и новых грузов. В таком случае развитие СМП ликвидирует дефициты пропускной способности железной дороги, в частности, на Восточном полигоне, а также обеспечит перенаправление экспорта на Восток». |