1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Не нужен нам берег суэцкий: его заменит СМП?

25 июля 2023   19:00

Не нужен нам берег суэцкий: его заменит СМП?

Фото с сайта ФГУП "Атомфлот"


Северный морской путь (а если говорить шире – Северный морской транспортный коридор) в условиях санкций и дефицита провозной способности железнодорожной инфраструктуры приобретает все более важное значение. Сможет ли он стать полноценной заменой традиционных глубоководных маршрутов?

Коротко

Северный морской транспортный коридор сегодня – это арктический маршрут для перевозок грузов из АТР в порты Северо-Запада и обратно, а также каботажных рейсов. Для того чтобы он смог полноценно заработать, необходимо обеспечить круглогодичную навигацию. Это, в свою очередь, требует строительства дополнительных ледоколов и создания информационной системы для операторов флота.

СМП и СМТК – две большие разницы?

Северный морской путь (СМП, Севморпуть) официально ограничен Карскими воротами на западе и бухтой Провидения (Берингов пролив) на востоке. Северный морской транзитный коридор СМТК – более широкое понятие и по сути является названием проекта госкорпорации «Росатом», который был инициирован в 2019 году и призван развивать логистические сервисы для транзита грузов через арктические воды, включая Северный морской путь.

График подготовлен "ПортНьюс" на основе данных Росморречфлота

Если раньше проект СМТК ориентировался на транзит между странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Европой, то сейчас он все больше рассматривается в качестве коридора для доставки грузов в российские порты Северо-Западного бассейна (Архангельск, Мурманск, Санкт-Петербург и др.) и в обратном направлении.

Следует отметить, что грузооборот портов СМТК, а именно Арктического бассейна (в том числе Мурманск и Архангельск), растет, как видно из графика.

Примером международного использования СМТК является недавнее открытие регулярной контейнерной линии китайского оператора NewNewShipping, которая соединит порты Санкт-Петербург, Калининград, Архангельск и порты Китая. Расчетное транзитное время, в зависимости от ледовой обстановки, составит около 28 дней, что в полтора раза быстрее маршрута через Суэцкий канал, который занимает 45–50 дней. В Китае судно зайдет в порты Циндао и Тяньцзинь, а конечным пунктом станет Шанхай.

Кроме того, по СМТК уже второй год курсирует атомоход «Севморпуть», работающий в рамках субсидируемой контейнерной линии. В первый в этом году субсидируемый каботажный рейс по СМП атомный контейнеровоз «Севморпуть» ФГУП «Атомфлот» вышел из порта Санкт-Петербург 24 июня. В настоящее время готовится третий (дополнительный) субсидированный рейс по Северному морскому пути. Планируется, что он состоится во второй-третьей декаде августа 2023 года. В рамках рейсов контейнеровоз заходит в Большой порт Санкт-Петербург, порты Архангельск, Мурманск, Диксон, Тикси, Певек, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Восточный, Находка, Владивосток.

Фото с сайта ФГУП "Атомфлот"

Круглогодичная навигация

Начиная с 2024 года на Северном морском пути планируется обеспечить круглогодичную навигацию.

«Со следующего года при поддержке атомных ледоколов начинается регулярная круглогодичная навигация для вывоза арктической продукции в сторону Азии»,  рассказал специальный представитель по вопросам развития Арктики ГК «Росатом» Владимир Панов. По его словам, сейчас на Севморпути работают 10 ледоколов: 7 атомных и 3 неатомных Росморпорта.

«К 2030 году ледокольная группировка будет увеличена до 14 судов»

«Навигация 2023 года показывает, что 7 атомных ледоколов в западном секторе недостаточно, 3 неатомных ледокола привлечены дополнительно. При этом два из них планируется вывести из эксплуатации до 2026 года из-за возраста более 30 лет. Поэтому до конца третьего квартала 2023 года мы должны принять решение о строительстве 4 неатомных ледоколов, разместив заказ на верфи «Звезда», сейчас ведутся переговоры. Таким образом, к 2030 году ледокольная группировка будет увеличена до 14 судов. Для обеспечения работы ледоколов потребуется 431 специалист, это критически важный «ядерный» персонал для атомных ледоколов. В целом потребность в плавсоставе к 2030 году составляет 7,5 тыс. человек. А минимальный срок обучения плавсостава — 5,5 года», — сказал он.

В рамках развития инфраструктуры Севморпути в 2023 году ФГУП «Гидрографическое предприятие» (входит в госкорпорацию «Росатом») реализует несколько инфраструктурных проектов. В первую очередь, это продолжение реконструкции Морского канала в Обской губе Карского моря. Для реализации этих проектов в навигацию 2023 года будет привлечено более 10 мощных дноуглубительных судов.

В рамках работы по обеспечению круглогодичной навигации также планируется создание цифровой платформы, в которую будут загружаться необходимые данные с различных спутников и других источников данных.

Старший эксперт-аналитик ИПEМ Светлана Кузнецова:

«СМТК может стать альтернативой не только Суэцкого канала, но и «суэцко-сингапурского» морского пути. При использовании СМТК расстояние между Европой и Азией на 40% короче по сравнению с путем через Суэцкий канал, ввиду чего появляется явная экономия на времени и затратах на топливо. Кроме того, в акватории Суэцкого канала существует проблема очередей...

СМП также может стать альтернативой перевозок по железной дороге, однако не для каждой группы грузов и не для каждого маршрута. Стоит учесть, что большое количество важных и крупных месторождений сосредоточено в центре страны, и наиболее выгодно перевозить грузы от мест добычи именно железнодорожным транспортом. Однако при значительном наращивании портовых мощностей, модернизации транспортных магистралей и строительстве новых, порты СМП могут стать крупными узловыми точками для входа не только новых маршрутов (в том числе и речных), но и новых грузов. В таком случае развитие СМП ликвидирует дефициты пропускной способности железной дороги, в частности, на Восточном полигоне, а также обеспечит перенаправление экспорта на Восток».