История ФГУП «Гидрографическое предприятие» ГК «Росатом» за 90 лет сложилась удачно. Достижения прошлого стали основой экспоненциального развития. От экспедиций на деревянных моторно-парусных судах до инфраструктурного обеспечения арктических мегапроектов с годовым бюджетом, соразмерным бюджету среднего российского региона. О развитии и планах рассказывает генеральный директор ФГУП «Гидрографическое предприятие» Александр Бенгерт.
– Александр Александрович, можете вспомнить момент истории, который, на ваш взгляд, стал для предприятия определяющим?
– В жизни «Гидрографического предприятия» было немало важных моментов. Начавшись с создания Обь-Иртышского отряда, Архангельской гидробазы, а потом Гидрографического управления в структуре Главсевморпути, эта история не прерывалась ни во время Второй мировой войны, ни в период образования нового российского государства. Предприятие уверенно прошло все испытания, его сотрудники отличались героизмом, а проведенные исследования и работы стали основой современного судоходства по Северному морскому пути. Отмечу, что уникальная эпоха наступила в начале нулевых, когда предприятие стало развиваться в сторону новых технологий. Были созданы первые электронные навигационные карты и разработана арктическая электронная картографическая система. Начато строительство контрольно-корректирующих станций, теперь их шесть. Поворотный момент в истории наступил в 2019 году, когда предприятие вошло в состав госкорпорации «Росатом», и это потребовало нового мышления для решения новых задач. Как мне кажется, именно сейчас происходит важнейший этап в нашей истории. Перед нами ряд амбициозных задач. Мы расширяем объемы исследований и продолжаем обновление флота. В нашем портфеле – более десятка арктических проектов. И мы планируем усилить внимание к подготовке кадров.
– Какие планы по развитию флота в этом году?
– Основа флота компании – суда, построенные в 1990–1991 годы на финских верфях: «Алексей Марышев», «Григорий Михеев» и «Петр Котцов», а также судно «Иван Киреев», которое в прошлом году вернулось после десятилетней эксплуатации в бербоуте, но сохраняет эффективность по всем показателям. Сейчас мы проводим глубокую модернизацию судов «Григорий Михеев» и «Петр Котцов», на этот год запланирована модернизация судна «Алексей Марышев». Можно уверенно сказать, что уже сейчас предприятие располагает крупнейшим в мире флотом гидрографических судов усиленного ледового класса. С ростом потребностей судоходства возникает необходимость в строительстве нового флота. В 2022 году мы приняли три новых судна: два небольших лоцмейстерских проекта BLV03 и одно гидрографическое проекта Е35Г. Наш основной проект – это строительство головного гидрографического лоцмейстерского судна ледового класса Arc7 проекта HSV05.02. Правительством РФ выделены средства, заключен государственный контракт на строительство. 70-метровый «флагман» нашего флота будет предназначен для производства комплексных гидрографических исследований и работ, обслуживания средств навигационного оборудования, доставки на берег оборудования и специалистов и прочих мероприятий по гидрографическому обеспечению торгового мореплавания на Северном морском пути.
– В чем вы видите технологическое будущее для ГП?
– Колоссальный потенциал, который сегодня еще не раскрыт, связан с применением цифровых технологий. В прошлом году мы создали собственный Центр инженерных компетенций. Планируется, что в первую очередь он позволит решать задачи, которые возникают непосредственно в гидрографии, а также при организации строительства и строительного контроля. Мы планируем повысить эффективность работы за счет развития цифровых технологий, которые на единой платформе должны охватить все производство: от картографии, мониторинга средств навигационного обеспечения до автоматизации управления административными зданиями.
– Каков масштаб работы по промерам в Арктике?
– Сегодня предприятие выполняет ежегодно более 40 тыс. км съемки рельефа дна, позволяющей поддерживать в актуальном состоянии отечественные морские навигационные карты на Севморпути и обеспечивать безопасность мореплавания. Но Арктика развивается очень быстро. Лет пять назад горизонт планирования не превышал трех-четырех лет. Никто не понимал масштабы тех проектов, которые сейчас будут реализовываться. Судоходство развивается семимильными шагами, и площадь тех акваторий, которые не покрыты нашим вниманием, и тех средств навигационного оборудования, которые требуют нашего внимания, она огромна. Только по плану 2024 года мы рассчитываем выполнить более 383 тыс. приведенных км рельефа дна, для чего нужно увеличить ежегодный объем исследований до 60-65 тыс. км.
– Какова тенденция в обеспечении и обслуживании средств навигационного оборудования?
– С учетом требований современности необходимое количество средств навигационного оборудования было пересмотрено. В начале 90-х мы, наверное, достигли пика, когда в хозяйстве «Гидрографического предприятия» их было порядка 1200. Сейчас, когда существуют современные системы безопасности мореплавания, актуальное количество – около 700. Другое дело, что долгие годы к ним никто не притрагивался, а многих вообще нет. Все их надо восстанавливать. Поэтому мы пытаемся проектировать и модифицировать конструкции, разрабатывать технологические карты. Начиная с 2023 года будем строить по совершенно новой технологии с применением композитных материалов при поддержке «Росатома».
– В последние годы активность «Гидрографического предприятия» в крупнейших сырьевых проектах приобрела арктический размах. Как это удалось и что делается сейчас?
– К арктическим проектам мы пришли в 2019 году уже в структуре «Росатома». В прошлом году завершили нашу мега-стройку по строительству объектов терминала «Утренний». В финансовом выражении ежегодный объем наших заказов сопоставим со строительством одного атомного ледокола. В этом году мы выходим на сопровождение 13 госконтрактов, это очень много. Среди самых масштабных – реконструкция объекта «Морской канал» в Обской губе Карского моря, который до 2030 года должен обеспечивать до девяти проходов судов в сутки. Также мы работаем над проектом строительства грузового причала на Сырадасайском угольном месторождении, где планируется создать с нуля акватории для приема и обслуживания грузовых судов и ледоколов в районе угольного терминала. А также – проект «Нефтяной терминал „Порт бухта Север”», включающий строительство нового терминала в Енисейском заливе Карского моря, где будет вестись перевалка продукции ПАО «Роснефть». Здесь проводятся работы по углублению акватории порта до 18 м и установке средств навигации и объектов системы обеспечения безопасности мореплавания. Ввод в эксплуатацию – 2024 год.
– Как предприятие участвует в развитии гидрографической науки?
– Помимо масштабных ежегодных исследований, которые пополняют базы научных данных, в этом году мы решили организовать первую гидрографическую конференцию, она состоится уже 27 июня. На мой взгляд, тематика, которую охватывает гидрография, не заслуживает такого рассредоточения по разными площадкам, где я и мои коллеги время от времени выступаем. Надеюсь, что наша конференция станет регулярной и со временем обретет весомый международный статус. Открывать первую конференцию будет генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, это большая честь для нас и знак внимания к предприятию.
– Что, на ваш взгляд, определяет будущее предприятия?
– Кадры. Не хотелось бы, чтобы это прозвучало банально, но главная ценность – это, безусловно, наши сотрудники, развивающие те достижения, которые сделали предыдущие поколения. Отмечу, что, хотя мы активно работаем в Санкт-Петербурге и здесь создаются хорошие условия для работы и общения, вектор нашего развития направлен в Арктику, в те поселки, где работают наши сотрудники – в Певек, Тикси, Хатангу, Диксон, Зеленый мыс. Думаю, будущее связано с усилением нашего присутствия в арктическом регионе.