1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Три дефицита: что тормозит дальневосточное направление?

22 мая 2023   14:00

Три дефицита: что тормозит дальневосточное направление?

Отметка Транссиба во Владивостоке. Источник фото: Wikipedia

В вопросах обеспечения бесперебойной логистики на дальневосточном направлении Россия испытывает минимум три дефицита: провозной способности Восточного полигона, ледокольной обеспеченности на Севморпути и судостроительно-судоремонтных мощностей в Арктике и на Дальнем Востоке.

Притча во языцех

Острый дефицит провозной способности дальних железнодорожных подходов к портам Дальнего Востока уже давно стал притчей во языцех. А в свете резкого ужесточения западных санкций и разворота логистики на Восток проблема только усугубилась. При этом в правительстве России не слишком довольны тем, как она решается. Так, в своем выступлении в ходе Коллегии министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, состоявшегося 19 мая 2023 года, заместитель председателя правительства России, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев заявил, что Минвостокразвития уделяет недостаточно внимания данному вопросу.

«Большой активности Минвостокразвития по развитию Восточного полигона я не вижу», — заявил Юрий Трутнев.

Он подчеркнул, что если работа по развитию Северного морского пути с участием министерства идет хорошо, то по развитию Восточного полигона – не очень, в то время как два этих пути являются ключевыми для развития внешней торговли в России в текущих геополитических условиях.

По данным Минэкономразвития, в 2021 году экспортно-импортный грузопоток по Восточному полигону составил 157,4 млн тонн. С учетом прогноза Минвостокразвития, к 2030 году грузопоток по железной дороге в восточном направлении достигнет как минимум 219 млн тонн в год. В РЖД ранее отмечали, что компания планирует вывезти в 2023 году по Восточному полигону около 160 млн тонн.

При этом следует отметить, что планы по развитию Восточного полигона «верстались» совершенно в иных геополитических условиях. Столь резкого роста потребностей в перевозках на этом направлении тогда не ожидалось. Поэтому теперь как государству, так и бизнесу приходится «изворачиваться», чтобы увеличить провозную способность и обеспечить доставку приоритетных для экономики грузов.

Со стороны государства имеется поручение Юрия Трутнева Минтрансу РФ, Минэкономразвития и РЖД проработать предложения по приоритизации перевозимых по Восточному полигону грузов.

Нулевая отметка Транссиба на Ярославском вокзале в Москве. Источник фото: Wikipedia.

«Необходимо проанализировать актуальность заявок. Грузовая способность увеличилась, но не учитывает реальной потребности грузоотправителей. Все работы необходимо организовывать от реальной потребности страны, а не от планов, которые были приняты в других сценарных условиях. После этого, определившись с тем, что действительно необходимо перевезти, надо понять, какой объем необходимых работ может произвести Росжелдор, а по остальному объему надо разобраться, кто может выполнить эти работы», — сказал Юрий Трутнев по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока.

В работу включаются и государственные корпорации. Как рассказал в ходе Коллегии заместитель председателя ВЭБ.РФ Артем Довлатов, с целью увеличения грузопотока на восточном направлении до 343 млн тонн в год корпорация планирует обеспечить внебюджетное финансирование необходимых проектов в рамках соответствующей правительственной дорожной карты. В числе указанных проектов: создание опорной сети транспортно-логистических комплексов, развитие портовой инфраструктуры, железных дорог Восточного полигона.

Кроме того, ВЭБ.РФ планирует продолжить участие в реализации таких проектов, как реконструкция судостроительной верфи «Рем Нова ДВ» (Камчатский край), создание верфи композитного судостроения (Сахалинская область), создание морского туристического центра (Магаданская область). В 2022 году были разработаны мастер-планы данных проектов, на втором этапе в 2023 году их планируется начать финансировать. Более подробно о проблемах арктического судоремонта мы писали ранее.

Также корпорация намерена инвестировать в обновление портовой техники Приморского края.

«Есть поручение развивать транспортно-логистический коридор в восточном направлении, мы как ВЭБ являемся здесь неким проектным офисом с точки зрения оценки возможностей финансирования тех или иных проектов... Есть проекты, которые уже близки к своей реализации», — отметил представитель корпорации, призвав заинтересованные в реализации тех или иных проектов структуры обращаться в корпорацию.

Со своей стороны, ФАНУ «Востокгосплан» собирается к концу 2023 года разработать имитационную модель Восточного полигона, представить предложения по развитию речных перевозок для северного завоза, оценить экологические риски на Севморпути, сделать обзор по семи странам Азиатско-Тихоокеанского региона с точки зрения внешней торговли России и ее перспектив, а также проработать возможные меры поддержки судоремонта в Арктике.

Бизнес, со своей стороны, инвестирует в оптимизацию технологий перевозок. Не секрет, что основным экспортным грузом через порты Дальнего Востока является уголь, а импортным – контейнеры. Уголь перевозится в полувагонах, поэтому с целью оптимизации логистики целесообразно перевозить в них же и контейнеры, но уже в обратном направлении. Например, АО «Восточный порт» освоил и оптимизировал технологию перевозки контейнеров в полувагонах, благодаря чему планирует в 2023 году увеличить количество отправленных в полувагонах контейнеров почти в 2 раза, о чем более подробно мы писали ранее. 


Северным путем

Второй коридор для доставки грузов в дальневосточном направлении и обратно – это Северный морской путь. Отметим, что «Росатом» совместно с ПАО «НОВАТЭК» в начале 2024 года планируют запустить круглогодичную навигацию в восточной части Северного морского пути. «Это действительно историческое решение, важное для развития всей Арктики и имеющее особенное значение, конечно, для экономики нашей страны», — прокомментировал планы глава «Росатома» Алексей Лихачев.

Он также напомнил, что в 2023 году плановый показатель грузооборота для СМП составляет 36 млн тонн.

Контейнеровоз "Севморпуть". Фото с сайта ФГУП "Атомфлот"

«Хотел бы отметить, что эмбарго, введенное европейскими странами на поставку российской нефти и нефтепродуктов, не только стало вызовом, но и открыло новое окно возможностей для появления дополнительной грузовой базы на СМП. Сейчас мы совместно с российскими компаниями прорабатываем вопрос перенаправления российской нефти из портов Балтики на СМП как на самый безопасный и привлекательный маршрут. Благодаря Северному морскому пути возникла возможность переброски очень многих транспортных морских активностей с запада на восток», — пояснил генеральный директор «Росатома».

Отметим, что в настоящее время по арктической трассе уже осуществляются субсидируемые каботажные рейсы контейнеровозом «Севморпуть». Всего в летне-осеннюю навигацию 2023 года атомный контейнеровоз выполнит два субсидируемых каботажных рейса. Как рассказал во время совещания президента России Владимира Путина с членами правительства РФ министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, количество заходов в порты на каботажной линии по СМП в 2023 году будет расширено с четырех до 11, а сам маршрут продлен до Владивостока.

«В то время как ряд недружественных государств пытается пересмотреть ранее заявленные планы по транзиту по СМП, мы наблюдаем растущий интерес к использованию пути со стороны Китая, Индии, государств Юго-Восточной Азии», — пояснил министр.

Впрочем, для организации полноценного транзита по восточному маршруту СМП необходимо создание мощного ледокольного, технического, транспортного и вспомогательного флота, причем не только атомного.

Так, во время совещания Владимира Путина с членами правительства РФ 18 мая 2023 года Алексей Лихачев сообщил, что «реализация инвестиционных планов грузоотправителей потребует дополнительного судостроительного заказа. И это заказ совершенно другого масштаба. О пяти атомных ледоколах я уже информировал. Необходимо принять в этом году решение о начале строительства еще четырех неатомных ледоколов. Всего нам потребуется до 100 судов арктического класса, а также минимум 15 плавучих энергоблоков. Такое количество новых судов, конечно же, вызов для отечественного судостроения».

Подводя итог, следует признать, что в новых геополитических условиях развитие транспортных коридоров в дальневосточном направлении необходимо ускорять, поскольку прежние планы по их развитию писались в иных реалиях. «Три дефицита» должны быть ликвидированы (хотя бы сведены к минимуму) и, желательно, в течение даже не лет, а месяцев.