В вопросах обеспечения бесперебойной логистики на дальневосточном направлении Россия испытывает минимум три дефицита: провозной способности Восточного полигона, ледокольной обеспеченности на Севморпути и судостроительно-судоремонтных мощностей в Арктике и на Дальнем Востоке.
Притча во языцех
Острый дефицит провозной способности дальних железнодорожных подходов к портам Дальнего Востока уже давно стал притчей во языцех. А в свете резкого ужесточения западных санкций и разворота логистики на Восток проблема только усугубилась. При этом в правительстве России не слишком довольны тем, как она решается. Так, в своем выступлении в ходе Коллегии министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, состоявшегося 19 мая 2023 года, заместитель председателя правительства России, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев заявил, что Минвостокразвития уделяет недостаточно внимания данному вопросу.
«Большой активности Минвостокразвития по развитию Восточного полигона я не вижу», — заявил Юрий Трутнев.
Он подчеркнул, что если работа по развитию Северного морского пути с участием министерства идет хорошо, то по развитию Восточного полигона – не очень, в то время как два этих пути являются ключевыми для развития внешней торговли в России в текущих геополитических условиях.
По данным Минэкономразвития, в 2021 году экспортно-импортный грузопоток по Восточному полигону составил 157,4 млн тонн. С учетом прогноза Минвостокразвития, к 2030 году грузопоток по железной дороге в восточном направлении достигнет как минимум 219 млн тонн в год. В РЖД ранее отмечали, что компания планирует вывезти в 2023 году по Восточному полигону около 160 млн тонн. |
При этом следует отметить, что планы по развитию Восточного полигона «верстались» совершенно в иных геополитических условиях. Столь резкого роста потребностей в перевозках на этом направлении тогда не ожидалось. Поэтому теперь как государству, так и бизнесу приходится «изворачиваться», чтобы увеличить провозную способность и обеспечить доставку приоритетных для экономики грузов.
Со стороны государства имеется поручение Юрия Трутнева Минтрансу РФ, Минэкономразвития и РЖД проработать предложения по приоритизации перевозимых по Восточному полигону грузов.
«Необходимо проанализировать актуальность заявок. Грузовая способность увеличилась, но не учитывает реальной потребности грузоотправителей. Все работы необходимо организовывать от реальной потребности страны, а не от планов, которые были приняты в других сценарных условиях. После этого, определившись с тем, что действительно необходимо перевезти, надо понять, какой объем необходимых работ может произвести Росжелдор, а по остальному объему надо разобраться, кто может выполнить эти работы», — сказал Юрий Трутнев по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока.
В работу включаются и государственные корпорации. Как рассказал в ходе Коллегии заместитель председателя ВЭБ.РФ Артем Довлатов, с целью увеличения грузопотока на восточном направлении до 343 млн тонн в год корпорация планирует обеспечить внебюджетное финансирование необходимых проектов в рамках соответствующей правительственной дорожной карты. В числе указанных проектов: создание опорной сети транспортно-логистических комплексов, развитие портовой инфраструктуры, железных дорог Восточного полигона.
Кроме того, ВЭБ.РФ планирует продолжить участие в реализации таких проектов, как реконструкция судостроительной верфи «Рем Нова ДВ» (Камчатский край), создание верфи композитного судостроения (Сахалинская область), создание морского туристического центра (Магаданская область). В 2022 году были разработаны мастер-планы данных проектов, на втором этапе в 2023 году их планируется начать финансировать. Более подробно о проблемах арктического судоремонта мы писали ранее.
Также корпорация намерена инвестировать в обновление портовой техники Приморского края.
«Есть поручение развивать транспортно-логистический коридор в восточном направлении, мы как ВЭБ являемся здесь неким проектным офисом с точки зрения оценки возможностей финансирования тех или иных проектов... Есть проекты, которые уже близки к своей реализации», — отметил представитель корпорации, призвав заинтересованные в реализации тех или иных проектов структуры обращаться в корпорацию.
Со своей стороны, ФАНУ «Востокгосплан» собирается к концу 2023 года разработать имитационную модель Восточного полигона, представить предложения по развитию речных перевозок для северного завоза, оценить экологические риски на Севморпути, сделать обзор по семи странам Азиатско-Тихоокеанского региона с точки зрения внешней торговли России и ее перспектив, а также проработать возможные меры поддержки судоремонта в Арктике.
Бизнес, со своей стороны, инвестирует в оптимизацию технологий перевозок. Не секрет, что основным экспортным грузом через порты Дальнего Востока является уголь, а импортным – контейнеры. Уголь перевозится в полувагонах, поэтому с целью оптимизации логистики целесообразно перевозить в них же и контейнеры, но уже в обратном направлении. Например, АО «Восточный порт» освоил и оптимизировал технологию перевозки контейнеров в полувагонах, благодаря чему планирует в 2023 году увеличить количество отправленных в полувагонах контейнеров почти в 2 раза, о чем более подробно мы писали ранее.
Северным путем
Второй коридор для доставки грузов в дальневосточном направлении и обратно – это Северный морской путь. Отметим, что «Росатом» совместно с ПАО «НОВАТЭК» в начале 2024 года планируют запустить круглогодичную навигацию в восточной части Северного морского пути. «Это действительно историческое решение, важное для развития всей Арктики и имеющее особенное значение, конечно, для экономики нашей страны», — прокомментировал планы глава «Росатома» Алексей Лихачев.
Он также напомнил, что в 2023 году плановый показатель грузооборота для СМП составляет 36 млн тонн.
«Хотел бы отметить, что эмбарго, введенное европейскими странами на поставку российской нефти и нефтепродуктов, не только стало вызовом, но и открыло новое окно возможностей для появления дополнительной грузовой базы на СМП. Сейчас мы совместно с российскими компаниями прорабатываем вопрос перенаправления российской нефти из портов Балтики на СМП как на самый безопасный и привлекательный маршрут. Благодаря Северному морскому пути возникла возможность переброски очень многих транспортных морских активностей с запада на восток», — пояснил генеральный директор «Росатома».
Отметим, что в настоящее время по арктической трассе уже осуществляются субсидируемые каботажные рейсы контейнеровозом «Севморпуть». Всего в летне-осеннюю навигацию 2023 года атомный контейнеровоз выполнит два субсидируемых каботажных рейса. Как рассказал во время совещания президента России Владимира Путина с членами правительства РФ министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, количество заходов в порты на каботажной линии по СМП в 2023 году будет расширено с четырех до 11, а сам маршрут продлен до Владивостока.
«В то время как ряд недружественных государств пытается пересмотреть ранее заявленные планы по транзиту по СМП, мы наблюдаем растущий интерес к использованию пути со стороны Китая, Индии, государств Юго-Восточной Азии», — пояснил министр.
Впрочем, для организации полноценного транзита по восточному маршруту СМП необходимо создание мощного ледокольного, технического, транспортного и вспомогательного флота, причем не только атомного.
Так, во время совещания Владимира Путина с членами правительства РФ 18 мая 2023 года Алексей Лихачев сообщил, что «реализация инвестиционных планов грузоотправителей потребует дополнительного судостроительного заказа. И это заказ совершенно другого масштаба. О пяти атомных ледоколах я уже информировал. Необходимо принять в этом году решение о начале строительства еще четырех неатомных ледоколов. Всего нам потребуется до 100 судов арктического класса, а также минимум 15 плавучих энергоблоков. Такое количество новых судов, конечно же, вызов для отечественного судостроения».
Подводя итог, следует признать, что в новых геополитических условиях развитие транспортных коридоров в дальневосточном направлении необходимо ускорять, поскольку прежние планы по их развитию писались в иных реалиях. «Три дефицита» должны быть ликвидированы (хотя бы сведены к минимуму) и, желательно, в течение даже не лет, а месяцев.