1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. В Китай c угольком

25 апреля 2023   14:20

В Китай c угольком

Фото People's Daily, China

После отмены политики «нулевой терпимости» к COVID-19 экономика Китая оживилась, что сопровождается резким ростом потребления угля. Россия занимает второе место после Индонезии в китайском угольном импорте, однако ее возможности упираются в дефицит транспортной инфраструктуры. Участники рынка предложили ряд мер для решения этой проблемы.

Коротко

Для наращивания поставок российского угля в Китай и другие страны АТР необходимо утвердить индикативные планы по отраслям для синхронизации вывоза различных грузов, вывести морские порты из числа субъектов естественных монополий, развивать припортовые железнодорожные станции и применять технологии по перевозке контейнеров в полувагонах.

По данным Национального бюро статистики Китая, объем импорта угля Китаем в январе-марте 2023 года вырос в два раза в сравнении с показателем соответствующего периода прошлого года и составил 100 млн тонн. Объем добычи угля возрос за тот же период на 5,5% и составил 1,15 млрд тонн.

За март было добыто 420 млн тонн угля, что на 4,3% больше, чем в марте прошлого года. При этом в марте было импортировано 41,17 млн тонн угля, что в 2,5 раза больше, чем за март прошлого года.

Как видно из графика, особенно много угля Китай импортировал в феврале, что объясняется пополнением запасов после периода «нулевой терпимости» к COVID-19.


Доля угля в энергопотреблении Китая оценивается в 56%.

Согласно данным Главного таможенного управления КНР, в январе и феврале поставки российского угля достигли 14,8 млн тонн, или 250 892 тонн в сутки, что делает Россию вторым по величине поставщиком угля в Китай после Индонезии. Важным поставщиком угля в Китай также является Монголия. Кроме того, на китайский рынок после перерыва, связанного с ухудшением отношений с КНР, вновь вышла Австралия. То есть конкуренция между поставщиками также растет.

Угольная торговля России с Китаем является ситуацией win-win: первая получает растущий рынок сбыта на фоне западного эмбарго, а Китай – привлекательную по цене продукцию.

Как прокомментировала на заседании рабочей группы «Логистика грузов: перспективы развития железнодорожной и портовой инфраструктуры» в рамках форума «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки» директор по портовым и железнодорожным проектам УГМК Ирина Ольховская, угольная отрасль остается одной из самых перспективных с точки зрения грузоперевозок.

«Мы весь прошлый год и начало этого слышали, что рынок угля сокращается, что его потребление сокращается, тем не менее основной драйвер потребления угля — Китай — за прошедший 2022 год расширил строительство угольных электростанций, ввод которых превысил объем закрытых электростанций по всему миру. При этом он еще дополнительно усилил добычу. Мы также слышим о восстановлении угольной генерации в Австрии, в Германии на фоне дефицита топливного ресурса», — сказала эксперт.

Предложения бизнес-сообщества

Росту поставок российского угля, впрочем, препятствует дефицит транспортной инфраструктуры на дальневосточном направлении. Разворот логистики на Восток привел к тому, что дальневосточные порты и железнодорожные подходы оказались задействованы не только для экспорта угля, но и для массовых перевозок контейнерных грузов. И то и другое – важно, поэтому участники рабочей группы по результатам обсуждения сформулировали предложения, которые должны помочь провозу всех видов грузов.

АО "Восточный порт". Фото из cоцсетей компании

Так, по мнению основных игроков рынка, необходима разработка и утверждение правительством РФ индикативных планов по отраслям для синхронизации перевозок как продукции горнодобывающей отрасли, так и контейнерных грузов.

Нужно наращивать и возможности морских портов, а для этого инвесторам необходимо создать привлекательные условия. Этому будет способствовать вывод портов из числа субъектов естественных монополий. Причем это необходимо как портам не только Дальневосточного, но и Арктического бассейнов, роль которых в текущих условиях повышается.

Говоря об Арктике, стоит упомянуть новую логистическую схему: в навигацию 2023 года состоится экспериментальный рейс, в рамках которого будет доставлена партия угля из Кузбасса объемом 30 тыс. тонн по Енисею и Северному морскому пути (СМП) в Китай, в обход перегруженных дальневосточных железнодорожных подходов и портов.

«Состоится экспериментальный рейс, в рамках которого будет доставлена партия угля из Кузбасса объемом 30 тыс. тонн с перевалкой частично в портах Красноярск и Лесосибирск. Груз планируется доставить в Енисейский залив, район Усть-порта, перегрузить на морское судно или даже два судна, и отправить в восточный регион, скорее всего в Китай», — рассказал журналистам первый заместитель руководителя администрации Енисейского бассейна ВВП Леонид Федоров.

Тем не менее такие обходные пути не способны создать полноценной альтернативы традиционному дальневосточному направлению. Поэтому в его железнодорожной части критически важна ускоренная реализация проектов по развитию припортовых станций: если говорить о Дальнем Востоке, то это станция «Находка-Восточная». По словам Ирины Ольховской, в 2022 году станция обработала 42,5 млн тонн, а к 2030 году, как ожидается, ориентированный на станцию грузопоток достигнет 150 млн тонн в год.

«Это уже объективная реальность, к этому готовы терминалы, и необходимо достаточно оперативно развивать саму станцию хотя бы минимальными вытяжными путями для того, чтобы мы увеличили скорость обмена парками. Парки присутствуют различные: это и цистерны, и фитинги, и полувагоны, мы видим, что по станции работает и угольный терминал, и крупнейший контейнерный терминал, и сухогрузные, нефтехимические терминалы, планируется строить новые. На это необходимо обратить внимание, это не миллиардные затраты, это то, что РЖД могут сделать достаточно быстро и от этого будет эффект», — уверена представитель УГМК.

Порт Красноярск. Фото с сайта компании

Росту провозной способности способствуют и новые технологии загрузки контейнеров в полувагоны. Так, АО «Восточный порт» организовало первую отправку контейнеров в полувагонах (с использованием воздушных подушек-пневмооболочек) в ноябре 2021 года. В декабре 2022 году был отправлен первый поезд по новой схеме крепления контейнеров в полувагонах (с деревянными распорками). К настоящему времени погрузка контейнеров в полувагоны на терминале сравнялась со скоростью погрузки на фитинги.

Оптимизированная технология перевозки контейнеров в полувагонах также позволяет экономить значительные средства за счет скидки в 20,7% на внутрироссийские перевозки груженых универсальных контейнеров в полувагонах. Размер экономии грузоотправителями в 2022 году оценивается в 166 млн руб., а в 2023 году, как ожидается, достигнет 1,5 млрд руб.

«Так как все отрасли связаны и взаимозависимы, необходимо искать пути использования различных составов, грузов для максимального эффекта. Нужны решения, которые приведут уже не к перераспределению грузов, а к увеличению возможностей по их провозу», — уверена Ирина Ольховская.