После обострения отношений с прибалтийскими государствами вопрос перевозки грузов в Калининградскую область и обратно встал крайне остро. Морской путь является практически единственной полноценной альтернативой сухопутному транзиту. Суда на регулярной основе ходят в Калининградскую область как из порта Усть-Луга (Ленинградская область), так и из Большого порта Санкт-Петербург.
В настоящее время к железнодорожной паромной линии Усть-Луга — Балтийск прикреплены четыре парома: «Амбал» (собственник «Оборонлогистика»), «Балтийск» (находится в бербоут-чартере у «Оборонлогистики», в настоящее время поставлено на плановый ремонт), «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» (собственник ФГУП «Росморпорт», оператор «Оборонлогистика»). Кроме того, на линии работают универсальные сухогрузы «Спарта» и «Спарта II».
Дополнительно сообщение с Калининградом поддерживают частные судоходные линии компаний «Совфрахт», «Трансмарин», «Пеленг», «Алгоритм групп», FESCO.
Всего на линиях между Санкт-Петербургом, Ленинградской областью и Калининградской областью работает сухогрузных 18 судов.
Кто виноват?
Эти суда, однако, пока не могут обеспечить всех потребностей в перевозке грузов в эксклав, о чем свидетельствуют заявления со стороны бизнеса.
Так, Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) в письме в Администрацию президента РФ просит обеспечить действующие паромные линии между Санкт-Петербургом и Калининградской областью дополнительными паромами. По их оценке, на морском маршруте необходимы еще не менее двух судов для перевозки автопоездов. По информации Ассоциации, имеющиеся провозные возможности «являются явно недостаточными, что приводит к огромным очередям в ожидании парома». Авторы письма указывают, что средний срок ожидания перевозки автотранспортных средств на паромах составляет до трех месяцев. Так, на паром сообщением Балтийск — Усть-Луга (Ленинградская область), по их данным, свободных мест нет на все ближайшие рейсы с марта по 1 июля 2023 года, бронирование на линию прекращено.
АСМАП также указывает на отсутствие понятного и прозрачного порядка при бронировании мест на паромных линиях, что «вызывает множество вопросов и приводит к злоупотреблениям» со стороны операторов паромных линий и экспедиторских компаний. Продажа очереди на паром составляет до 100 тыс. руб., сообщает ассоциация.
Глава АО «Инвестиционный Металлургический Союз» Олег Чернов комментирует: «Еще в феврале наш ключевой резидент компания БМК хотя бы раз в неделю получала свои заказы в порту. А вот сегодня ждать металл приходится не меньше месяца. Так, из-за поломки парома коллеги с 11 февраля ждут, когда их вагон отгрузят из Усть-Луги. Проблемы с паромной переправой испытывают и наши поставщики стройматериалов: стекольщики, например, ждут постановку на паром вагона со своей продукций уже больше двух недель. Да и стоимость паромных перевозок стала просто космическая. Так, доставка одной машины обходится в 350 000 руб. без учета НДС, что фактически на 60% дороже, чем перевозка генерального груза в трюме». |
Что делать?
Чтобы исключить спекуляции и перепродажу билетов на паромы, работающие на линии Усть-Луга — Балтийск, в порядок бронирования мест были недавно внесены изменения: теперь в заявке на перевозку можно будет изменить только номер транспортного средства. При изменении плательщика, отправителя, получателя и наименования груза билет (букинг) будет аннулироваться.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов и руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев на встрече 21 марта 2023 года обсудили вопрос увеличения провозных емкостей для накатной техники на морской линии. В частности, рассматривается вариант перевозки не автопоездов, а только прицепов, что позволит в месяц дополнительно перевозить до 150 автомобилей.
Кроме того, на встрече прозвучала информация, что в рамках доработки проекта постановления правительства РФ о субсидировании паромных перевозок в Калининградскую область и из нее согласованы рабочие правки в части унификации тарифных ставок. Это должно упростить процедуру и повысить эффективность системы субсидирования для всех операторов, работающих на паромных линиях. Сейчас продолжается межведомственная работа на федеральном уровне по внесению изменений и подготовке нового постановления.
Власти Калининградской области также рекомендуют металлообработчикам искать альтернативные способы перевозки металлопроката, например, на сухогрузных судах частных судоходных компаний.
ИАА «ПортНьюс» обратилось за комментариями в ряд судоходных компаний, обеспечивающих перевозки в Калининградскую область. Суть ответов сводится к тому, что они в краткосрочной перспективе не планируют постановку дополнительного флота на соответствующие линии, хотя при наличии подтвержденного спроса могут рассмотреть такую возможность. «Оборонлогистика», в свою очередь, указывает на отсутствие свободного флота.
Комментарий FESCO: FESCO ориентируется на текущий спрос со стороны грузовладельцев. Исходя из него в настоящее время мы не планируем изменений в текущей расстановке флота на нашем каботажном сервисе между Калининградом и Санкт-Петербургом FESCO Saint-Petersburg Kaliningrad Line. Однако если на этом направлении грузопоток будет демонстрировать устойчивый рост, разумеется, мы готовы будем поставить дополнительный флот на свою линию. По нашему мнению, сейчас FESCO оказывает наиболее качественный и стабильный сервис на рынке, и в текущих рыночных условиях мы не видим острой необходимости в дополнительном тоннаже. |
Комментарий первого заместителя генерального директора по морским перевозкам АО «Совфрахт» Степаньяна Карена Альбертовича: «В осенне-зимний период 2022 года на грузовой морской линии «Экспресс» АО «Совфрахт» по маршруту Санкт-Петербург (Порт Бронка) — Калининград одновременно работали 4 судна. С января 2023 года мы временно сократили тоннаж на линии в связи с сезонным спадом грузопотока. Сейчас количество судов и грузов на маршруте сбалансировано. Помимо линейных перевозок (ж/д и ро-ро) регулярно работают грузовые суда, которые пока справляются с грузопотоком. В настоящее время Совфрахт продолжает формировать грузовую базу для перевозок по маршруту Санкт-Петербург — Калининград, в т.ч. и по льготному тарифу, который не превышает стоимость наземной транспортировки, действующую на 17 июня 2022 года до введения санкций. Мы ожидаем увеличение грузопотока к лету и, в случае необходимости, обеспечим увеличение тоннажа для обеспечения перевозок в необходимых объемах». |
Комментарий «Оборонлогистики»: В настоящее время все суда «Оборонлогистики» задействованы в перевозках грузов государственных и коммерческих заказчиков. Два сухогруза работают на линии «Новороссийск – Тартус», два грузопассажирских парома продолжают работу на линии «Крым – Кавказ». Три судна (железнодорожный паром «Амбал» и два универсальных сухогруза «Спарта» и «Спарта II») работают на линии «Усть-Луга – Балтийск». Флагман флота «Оборонлогистики» – судно «Урса Майор» в настоящее время в интересах государственного заказчика задействовано на дальнем международном рейсе. Железнодорожный паром «Балтийск» находится в ремонте. Учитывая изложенное, у «Оборонлогистики» не имеется свободных судов для постановки на линию «Усть-Луга – Балтийск». Однако «Оборонлогистика» как единый грузовой оператор линии готова обеспечивать погрузку и перевозку металла для нужд Калининградской области имеющимися средствами. Так, в марте 2023 г. паромы «Амбал», «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», работающие на железнодорожной паромной линии «Усть-Луга – Балтийск», доставили в Калининград 1 196 вагонов (почти на 300 вагонов больше, чем в феврале 2023 г.) и в совокупности – 70 356 т грузов (что на 25 000 т больше, чем в феврале 2023 г.). В том числе 21 300 т строительных материалов (что на 12 800 т больше, чем в прошлом месяце). Объём перевозок на судах «Оборонлогистики» «Спарта» и «Спарта II», задействованных на контейнерной линии «Санкт-Петербург – Калининград», также вырос. Всего в марте 2023 года суда «Спарта» и «Спарта II» перевезли около 18 729 т грузов (что на 3 000 тонн больше, чем в феврале 2023 года). |